Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 февраля 2020 г.
  4. № 7 (6725) (19.02.2020)
Литература Искусство Общество Культура

Наш дом

Как Маяковский критика под стол загнал

19 февраля 2020
ЦДРИ,  1960 год, актриса Татьяна Самойлова  и американский писатель и журналист Альберт Кан

25 февраля 1930 года в Москве был торжественно открыт новый творческий клуб – Центральный дом работников искусств.

 

Когда-то, ещё в конце двадцатых годов, московские деятели искусств сетовали: негде им собраться, чтобы попить чайку, поговорить о том о сём, отвести душу, посмеяться и обсудить что-нибудь серьёзное. Пожелание это было услышано.

В результате родился один из старейших творческих клубов – Дом работников искусств, ныне Центральный, популярный, известный не только в Москве, но и во Владивостоке, в Питере, в Новосибирске.

Кто только не побывал в этом доме! Луначарский и Мейерхольд, Маяковский и Качалов, Чкалов и Горький…

Первые вечера в ЦДРИ вёл старейший конферансье А. Менделевич, который про себя говорил, что в Москве есть два памятника старины: собор Василия Блаженного и конферансье Менделевич.

Вечера цэдээришные он вёл умело, то и дело вытаскивал кого-нибудь из сидевших в зале на сцену. В зале иногда – и не только по особо торжественным случаям – накрывали столики. Так это было и при открытии первого сезона.

В тот вечер кто-то неожиданно выкрикнул:

– Маяковский – на эстраду!

Как потом вспоминал Б. Филиппов, долгие годы бывший «домовым» в ЦДРИ (то есть директором), Маяковский сидел за одним столиком с В. Полонской – «роковой женщиной поэта» – и актёром М. Яншиным и очень не хотел выступать, но крики усилились:

– Маяковский – на сцену!

Маяковский сдался, взошёл на эстраду, большой, великолепный, с тяжёлой фигурой и ироничной улыбкой, достал из кармана пиджака пухлый, здорово помятый блокнот.

– Я прочту вступление к новой поэме. Называется она «Во весь голос!». Читаю впервые.

Стихи у Маяковского были чеканные, будто отлитые из металла. Когда он закончил читать, зал взорвался аплодисментами. Грохотали они долго.

Когда аплодисменты смолкли, кто-то выкрикнул:

– А теперь просим выступить Качалова!

Великий Качалов поднялся на сцену и сказал:

– После Маяковского выступать нельзя.

На этом концерт закончился: выступить лучше, чем Маяковский, действительно было невозможно.

Поэт любил приходить в ЦДРИ поиграть на бильярде, тем более жил он совсем недалеко от клуба. Во время игры приговаривал: «Работаешь сидя – отдыхай стоя, работаешь стоя – отдыхай сидя». Тех, кто относился к бильярду скептически, Маяковский называл «преферансистами».

Случалось, он кое-кого загонял и под бильярдный стол – однажды ему проиграл даже знаменитый нарком просвещения Луначарский, но поход под стол из уважения к высокому гостю был всё-таки отменён, а вот другого гостя Маяковский загнал туда специально. Это был один критик – невысокого роста, очень злобный – недавно в пух-прах разнёс «Клопа». Старый маркёр Захар Иванович, этакий доморощенный философ, говорил про критика, что тот страдает «мантией величия».

Критик считал себя превосходным игроком, но Маяковского побаивался, и тогда поэт предложил ему хорошую фору, в несколько шаров, плюс соблазнительное условие: если критик выиграет, то Маяковский трижды пролезет под бильярдным столом.

Очень уж соблазнительной была эта фора, при ней в ста случаях из ста Маяковский должен был проиграть, и критик согласился.

Вокруг бильярдного стола немедленно собралась толпа.

Маяковский играл жёстко, от шаров только электрические брызги летели, и вскоре критик под восторженный рёв собравшихся вынужден был лезть под стол.

– Рождённый ползать писать не может, – назидательно произнёс Маяковский. Кий, которым он играл в тот вечер, впоследствии был передан в музей-библиотеку поэта.

Было, конечно, тесно, в доме не хватало места – как, собственно, и сейчас, – Мейерхольд в январе 1933 года даже оставил в книге отзывов такую запись: «В тесноте, да не в обиде? Предпочтём: в обиде, лишь бы не в тесноте».

А сейчас ЦДРИ находится и в тесноте, и в обиде, старое здание понемногу приходит в разрушение, к нему уже давно присматриваются «деловые люди», хорошо знающие, где что лежит, традиции и память уходят в прошлое, дому никто не хочет помочь. Похоже, никому он просто не нужен. Будь на то недобрая воля, на его месте давно бы построили какой-нибудь караван-сарай с казино и борделями – вот это было бы да!

А так и про Маяковского скоро будут спрашивать: «Это кто такой?»

Увы, таково наше время.

Валерий Поволяев,

член президиума правления ЦДРИ

 

Тэги: Пешком в историю Валерий Поволяев
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Город мастеров

    31.05.2023
  • Дети императора

    24.05.2023
  • Победы на благое просвещение

    21.04.2023
  • Охранная грамота для Скрябина

    14.09.2022
  • По законам справедливости

    25.05.2022
  • «Последние могикане»

    24 голосов
  • Как Куприн сосну спас

    18 голосов
  • Из века в век перелетая...

    18 голосов
  • Как наши захватили стингер

    16 голосов
  • И крест тяжёлый и кровавый...

    15 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS