Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Наш иностранный классик

01 января 2007

УТРАТА

Умер Джон Апдайк. Для меня, бывшего советского читателя, он навсегда останется прежде всего автором «Кентавра».

Для него самого, скорее всего, этот роман был «одним из», да вон и в наших, российских газетных и интернет-отзывах, написанных всё в основном молодыми людьми, «Кентавр» и не поминается. «Кролик», «Кролик разбогател», «Иствикские ведьмы», «Гертруда и Клавдий» (там Гамлет – нравственный монстр) – эти названия как пример того, что написал писатель за свою более чем полувековую писательскую жизнь, приводятся, для «Кентавра» же места не находится.

А между тем без «Кентавра», впервые напечатанного в Советском Союзе в «Иностранной литературе» в № 1, 2 за 1965 год, сегодняшняя русская литература, полагаю, была бы иной.

Середина 60-х годов минувшего века для нашей литературы славна тем, что умирающий от рака Е. Поповкин, главный редактор журнала «Москва», автор «Семьи Рубанюк», вполне себе советской книги, в 11-м и 1-м номерах за 1966–1967 годы опубликовал «Мастера и Маргариту» М. Булгакова. Но открылась эпоха на самом деле «Кентавром» Д. Апдайка. И это был такой оглушительный двойной выстрел, такой убойной силы, что – хотите соглашайтесь, хотите нет, а я в любом случае останусь при своём убеждении – эхо его до сих пор, не умолкая, гуляет по русской литературе, а сама она после того больше не могла оставаться прежней.

Если «Мастер и Маргарита» соединили живую текущую литературу с великим свободным прошлым русской словесности, то «Кентавр» словно распахнул дверь в возможности свободы, осветил пути, которые в сумерках советской литературы со всеми её «секретарями обкомов» и «секретарями райкомов» были элементарно не видны. Надо ведь ещё учесть мастерство переводчиков той поры (в данном случае речь идёт о Викторе Хинкисе), создававших на русском языке не просто перевод, а художественный адекват произведения, – и в итоге «Кентавр» сделался фактом советской литературы, был «усыновлён» ею; так они, практически сойдясь во времени появления, роман М. Булгакова и роман Д. Апдайка, перевернули сознание всякого причастного, как говорили в XIX веке, к сочинительству, изменили его и раскрепостили.

Не могу сказать наверняка, потому как никогда не чувствовал прямой связи, но свободно могу допустить, что моя «ирреальная проза», которую я пишу с 1967 года – рассказы «В поисках почтового ящика», «Сверчки», «Гильотина», повесть «Записки экстремиста», «Поезд» и другие, – не была бы написана, если бы в свою пору в «Иностранной литературе» не был мной прочитан «Кентавр». В некрологах пишут: Джон Апдайк – классик современной американской литературы. Я бы сказал, что в последние январские дни 2009 года ушёл из жизни классик советского периода русской литературы, автор романа «Кентавр», писатель Джон Апдайк.

Анатолий КУРЧАТКИН

Обсудить в группе Telegram

Анатолий Курчаткин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS