Музей-панорама «Бородинская битва» готовится к реставрации своего главного экспоната – кругового полотна кисти Франца Рубо. Специалисты разработали для него уникальную методику, которая позволит провести реставрацию, не закрывая экспозицию для посетителей. О не имеющем аналогов проекте «ЛГ» рассказал директор музея Владимир Преснов.
– Трудный жребий выпал на долю «Бородинской панорамы» – уже третья масштабная реставрация на её не таком уж и долгом веку!
– Нелёгкий – да, согласен. Но всё-таки счастливый, поскольку за свои без малого 110 лет полотно несколько раз оказывалось на грани полного уничтожения. Начнём с того, что панорамы – жанр весьма популярный в XIX веке – создавались не столько как художественные, сколько как коммерческие проекты. Даже если работали над ними признанные мастера, подобные Францу Рубо. Это было масштабное зрелище, существовавшее ровно до тех пор, пока на него ходила публика. А когда поток зрителей иссякал, панораму в лучшем случае разбирали и везли в соседний город. В худшем – просто отправляли на свалку. Полотен позапрошлого столетия, сходных по размаху с нашим, во всём мире сохранилось не более двух десятков.
– Но в данном случае это была не частная коммерческая инициатива, а, можно сказать, госзаказ?
– Да, правительство заказало круговое полотно известному баталисту, профессору Петербургской академии художеств Францу Рубо к столетию Отечественной войны 1812 года. Писал он его в Мюнхене – в то время этот город был мировой столицей панорамной живописи, – там имелись даже специальные мастерские-ротонды с соответствующим оборудованием, которые сдавались в аренду художникам. Работа над полотном длиной 115 и высотой 15 метров заняла одиннадцать месяцев. Площадь холста составила 1725 кв. м, и весил он более трёх тонн. Для демонстрации панорамы на Чистых прудах выстроили специальный деревянный павильон. На торжественном открытии присутствовали Николай II и члены императорской фамилии. Победа над Наполеоном была слишком важной страницей нашей истории, чтобы интерес к панораме быстро иссяк. Закрыли её только в декабре 1917 года.
– Почему новая власть пощадила этот «осколок старого мира»?
– Сегодня трудно сказать точно. Но полотно не уничтожили, а накатали на вал и отправили на хранение в Донской монастырь. Потом его несколько раз перевозили с места на место, причём однажды при перевозке под тяжестью вала сломались тележные оси и какое-то время полотно просто лежало на обочине под открытым небом. Когда оно нашло пристанище в недостроенном Миусском соборе, на него положили глаз какие-то предприимчивые товарищи: уж больно полотно качественное, жаль краской измазано, так её смыть можно, а ткань в дело пустить. И ведь смыли бы в интересах трудящегося класса, если бы бдительный сторож собора не сообщил об этих «предпринимателях» куда следует. Имя этого человека история не сохранила, а ведь панорама ему обязана своим спасением.
– То, что полотно Рубо уцелело в таких «условиях хранения», иначе как чудом не назовёшь. Неужели первым реставраторам ещё было что реставрировать?
– Оно действительно находилось в плачевном состоянии. Вопрос о реставрации начали обсуждать ещё в конце 30-х годов, когда ради сплочения страны перед неминуемой войной понемногу снималось умолчание со славных страниц нашей давней истории. Война перечеркнула все планы, но к ним вернулись уже в 1948 году – мирная жизнь только налаживается, города, заводы и фабрики лежат в руинах, а правительство принимает решение о восстановлении панорамы. При осмотре специалисты констатировали утрату 142 кв. м живописи. Холст имел крупные заломы, складки и прорывы, а местами совсем истлел. Верхняя часть с изображением неба обветшала настолько, что её решено было отделить от основного полотна и написать заново.
– В ходе той реставрации полотно получило не только новое небо, но ещё и двух новых персонажей – Кутузова и Багратиона?
– Видимо, «кураторы» от идеологии, контролировавшие ход работ, сочли отсутствие на картине двух ключевых фигур этого сражения «досадным промахом» художника. Впрочем, Кутузов в его ставке в деревне Горки на картине еле заметен, а смертельно раненный Багратион помещён в коляску, увозящую его с поля боя. Реставрационные работы с перерывами продолжались не один год. Завершающий этап приурочили к 150-й годовщине сражения, и в июле 1962 года полотно Франца Рубо заняло своё место в новом, специально возведённом для него музейном здании.
– А всего через пять лет произошла трагедия, причины которой до сих пор не обнародованы. Неужели за этим пожаром действительно кроется какая-то ужасная тайна, которую нельзя раскрыть и спустя больше чем полвека?
– Честно говоря, не думаю. Расследование причин пожара, вспыхнувшего в панорамном зале 27 июня 1967 года, сразу взяло в свои руки КГБ. На том простом основании, что музей расположен на правительственной трассе. К каким выводам пришло следствие, нам неизвестно – с материалами дела сотрудников музея не знакомили. Предположения высказывались самые фантастические, вплоть до поджога с помощью чего-то, пропитанного легковоспламеняющейся жидкостью и якобы подброшенного на предметный фон некими злоумышленниками, затесавшимися в группу иностранных туристов.
– А на самом деле всё могло обстоять куда прозаичнее?
– Полагаю, да. На полотне тогда проводились небольшие ремонтные работы, делались подмалёвки. Допускаю, что реставраторы могли курить на рабочем месте – тогда это не считалось смертным грехом. Это сегодня в музеях действуют строжайшие правила пожарной безопасности и отлажены системы экстренного пожаротушения. Тогда о таком и мечтать не могли.
– И в результате большая часть полотна погибла...
– Увы! Спасти удалось только несколько фрагментов – четыре относительно небольших и один площадью 185 кв. м. Он и стал отправной точкой новой реставрации, которую пришлось проводить буквально в авральном порядке – все работы необходимо было закончить к ноябрю – к 50-й годовщине революции.
– Но это же немыслимо – меньше четырёх месяцев на восстановление полутора квадратных километров живописи!
– Реставраторам Студии военных художников им. Грекова приходилось работать в очень жёстких условиях. Справиться с такой задачей можно было при помощи слайдов с оригинального полотна, проецируя их на новый холст через эпидиаскоп. Так художникам было гораздо проще воссоздавать изображения. Помог, что называется, счастливый случай. Отдельные фрагменты панорамы фигурируют в качестве фона на титрах четвёртой серии «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Слайды сделали с плёнки, предоставленной «Мосфильмом», но на них было не всё. И тут кто-то вспомнил, что незадолго до пожара панораму снимал на слайдовую плёнку какой-то немецкий турист. Невероятных трудов стоило его разыскать, и Рудольф Шраде, к которому отрядили для переговоров целую делегацию, согласился помочь.
– И вот теперь полотно ожидает очередная реставрация. Неужели грековцы сработали непрофессионально?
– Наоборот, их работа – выше всяких похвал. На мой взгляд, это просто подвиг. Неспециалист даже не отличит, где оригинальный холст, а где – нет. Причины иные. Во-первых, при навеске отреставрированного полотна были допущены ошибки в центровке и размещении грузов по нижнему краю. Во-вторых, в музее долго не было необходимой системы климат-контроля, а любое живописное полотно, как известно, очень чутко к колебаниям температуры и влажности. Вдобавок осетровый клей, с помощью которого уцелевший фрагмент оригинала отдублировали на общее полотно, высох и спровоцировал серьёзные деформации. Ещё в 2014 году эта часть панорамы была признана аварийной. Вскоре музей был закрыт на капитальный ремонт для обновления инженерных систем. Без этого приступать к реставрации полотна было бессмысленно.
– На каком этапе работы находятся сегодня?
– Мы апробировали методику на одном из четырёх уцелевших оригинальных фрагментов живописи Рубо, которые не были использованы при предыдущей реставрации. Можно сказать, что и на этот раз нашим союзником в деле спасения панорамы стал её автор. Между собой этот фрагмент мы называем «Всадники». Получив новую жизнь, он перекочевал из запасников в один из выставочных залов. Мы специально сохранили следы работы специалистов, чтобы посетителям было понятно, насколько это тонкая и сложная работа. В этом году мы должны подготовить всё необходимое инженерное оборудование и систему освещения. А в следующем приступим собственно к реставрации. Свой проект мы назвали «Открытая реставрация», так что закрывать музей не будем, публика сможет наблюдать, как идёт работа в панорамном зале. Более того, мы планируем проводить для посетителей встречи с реставраторами, мастер-классы, лекции. А те работы, которые будут вестись на обратной стороне полотна, можно будет увидеть в специальной трансляции.
– Когда можно будет увидеть обновлённую панораму?
– Если всё пойдёт как мы наметили – от неприятных сюрпризов в таком тонком деле никто не может быть застрахован, – то работы завершатся к концу 2023 года. Наш музей является членом Международной ассоциации панорам, и зарубежные коллеги уже сейчас живо интересуются ходом работ. Надеемся, что наш уникальный опыт им пригодится.
Виктория Пешкова