Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 октября 2025 г.
  4. № 43 (7007) (29.10.2025)
Литература Литературный резерв

Наследие футуризма

Основная идея – синтез искусств

29 октября 2025

Юлия Борисова

В Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля открылась выставка «Лицо нового искусства: русская футуристическая книга».

«Литература, живопись, музыка, графика и философия тесно переплетаются на выставке, происходит это в том числе из-за особенностей эпохи», – отметил, открывая экспозицию, директор музея Дмитрий Бак. Сама выставка разделена на четыре тематические части: начальный этап футуристического движения в России (1909–1912 гг.), расцвет футуризма (1912–1914 гг.), закат футуризма (1914–1917 гг.) и заключительный этап футуризма (1917–1930 гг.). Каждый тематический зал отличается от предыдущего оформлением и цветовой гаммой, но самое главное – это, конечно же, представленные здесь экспонаты. Так, например, посетители могут увидеть первый футуристический сборник «Студия импрессионистов», изданный Н. Кульбиным. Куратор выставки «Лицо нового искусства: русская футуристическая книга» Ольга Залиева рассказала, как начал зарождаться футуризм в России и какое значение для того времени имел первый художественный альманах. Можно рассмотреть и другие издания, оказавшие влияние на развитие этого направления: В. Маяковский «Я!», А. Кручёных, Р. Алягров (Р. Якобсон) «Заумная книга», Е. Гуро «Шарманка», А. Кручёных «Помада», В. Хлебников «Мирсконца» и не только. Внимание гостей привлёк и скандальный манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором есть призыв «сбросить Пушкина и Толстого с корабля современности». Для футуризма в первую очередь характерны экспериментальные тексты и оформление, что хорошо заметно при взгляде на пятиугольные книги В.В. Каменского. Некоторые особенно ценные сборники представлены на выставке по страницам.

Футуризм охватил не только литературу, но и искусство. В 1909 году в Санкт-Петербурге было создано общество художников «Союз молодёжи», так что особого внимания заслуживают красочные афиши выставок и приглашения ко всевозможным диспутам. «Футуристы были всесторонне развиты, они выплёскивали свой творческий порыв во всём», – рассказала Ольга Залиева, указывая на небольшую коллекцию работ Н.И. Кульбина, который и написал автопортрет, и изобразил некоторых выдающихся деятелей направления: В. Хлебникова, В. Каменского, Д. Бурлюка и В. Маяковского. На выставке даже присутствует подлинный автограф Велимира Хлебникова.

Совершенно отличаются картины в последнем зале, который рассказывает об угасании футуризма. Спасаясь от войны, многие футуристы нашли убежище в Тифлисе, что отразилось на их творчестве. Н. Гончарова «Крестьяне, собирающие яблоки», М. Ларионов «Лучистый пейзаж», И. Терентьев «Портрет В. Валишевской на фоне картины Нико Пиросмани», А. Кручёных, О. Розанова «Вселенская война. Ъ», Нико Пиросмани «Пастух» и другие картины совсем не похожи на то, что писали ранее.

«Основная идея выставки – синтез искусств, стык литературы и искусства. Самое главное, что эта тема вызывает интерес», – выступила Ольга Залиева на торжественном открытии. Также прозвучали благодарственные слова в адрес музеев-партнёров выставки и всех причастных к проекту и состоялось выступление квинтета Московской консерватории под руководством профессора Березина.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • О «скрытой теплоте патриотизма» в журнале «Дружба народов»

    18.11.2025
  • «ЛГ»-рейтинг

    18.11.2025
  • Платон Беседин: «Крым всегда давал мощнейшее вдохновение русской культуре»

    17.11.2025
  • Бог и Дьявол после ядерного апокалипсиса

    17.11.2025
  • Поры прощанья знакомый почерк

    16.11.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Фильм Классики Очевидец Эпоха и лица Рассказ
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS