
17 февраля 2025 года исполняется 130 лет со дня рождения поэта, создавшего современные традиции газели, Алиага Вахида. Газель – классический жанр восточной поэзии, по смыслу сходный с европейскими сонетами.
«Я наследник великого Физули», – утверждал поэт. Используя его художественный стиль, теснифы и рифмы, он достиг в своём творчестве полноты творческого выражения. Его газели были настолько популярны среди народа, что его прозвали «Газелханом», что означает «мастер газели».
Алиага обладал врождённой способностью мгновенно сочинять стихи. Поэтому в первые годы своего творчества он часто участвовал в мейхана – поэтических состязаниях. Его по праву считают основоположником мейханы.
Власти не особо жаловали Вахида, так как он не стремился быть номенклатурным поэтом. Он предпочитал свободное творчество и, в основном, писал лирические стихи. Можно с уверенностью сказать, что в советское время он создал альтернативную поэзию, задолго до хрущёвской оттепели, когда искусство получило некоторую свободу.
Его свободолюбие в творчестве, вероятно, сблизило его с талантливым русским поэтом Сергеем Есениным.
Алиага Мамедкули оглы Искендеров родился 17 февраля 1895 года в семье столяра в посёлке Масазыр Бакинского уезда Бакинской губернии. Проучившись всего два года в медресе, он из-за нужды был вынужден оставить учёбу, чтобы помочь семье – работал чернорабочим, затем помогал отцу. У мальчика была великолепная память, он без труда запоминал целые отрывки классических поэтических произведений и умел их декламировать.
В юности Алиага вступил в литературный кружок «Маджмауш-шуара», где познакомился с популярными бакинскими поэтами той эпохи: Мюнири, Азером Имамалиевым и другими. Под их творческим влиянием он написал свои первые лирические стихи.
С 1914 года он печатался в таких передовых журналах того времени, как «Игбал», «Захмет», «Байраги адалет», «Басирет», «Тутти», «Мезели» и других.
Под влиянием творчества великого Сабира Вахид обратился к жанру сатирического стиха – его первый сборник «Крах скупости» увидел свет в 1916 году. В сатирических произведениях раннего периода своего творчества он критиковал социальные недостатки в обществе, суеверия и предрассудки, тиранию и несправедливость.
Позднее, под влиянием произведений Физули и Сеида Азима Ширвани, Алиага Вахид начал писать газели. Его газели отличались простотой поэтического языка, народностью и мелодичностью.
В 1919 – 1920 годах Алиага служил рядовым в армии Азербайджанской Демократической Республики, но поэзию не оставлял – в те годы в периодике появлялись его стихи под подписями «Аскер» или «Аскер Алиага Вахид». Отметим, что литературный псевдоним «Вахид» (то есть «Единый», «Цельный») ему посоветовал взять ещё в самом начале творческого пути известный в Баку сочинитель газелей Мирза Абдулхалиг Юсифи.
С большим энтузиазмом поэт встретил Октябрьскую революцию, искренне считая, что она принесёт народу благо. Он активно занимался агитацией за советскую власть в своих произведениях, среди которых стихотворения «Моим товарищам – рабочим и солдатам», «Что значит школа», «Возвысь, мой ангел…» и другие. После установления советской власти и образования Азербайджанской ССР он сотрудничал с газетой «Коммунист» и сатирическим журналом «Молла Насреддин». В своих сборниках «Куплеты» (1924) и «Моллахана» (1938) он выплеснул сатирический шквал критики на противников нового строя.
Однако поэт, в отличие от других коллег по цеху, не стал гоняться за славой в молодой советской республике и находился в тени, среди народа. Возможно, это и спасло его жизнь в годы репрессий.
В 1935 году Вахид работал литературным сотрудником в редакции газеты «Коммунист» и также был корректором в Азербайджанском государственном издательстве. В октябре 1938 года его назначили литературным руководителем Государственного Колхозно-Совхозного театра, а в 1941 году временно направили на работу в Ленкоранский Гостеатр в качестве экспромтиста. Цель назначения заключалась в участии в концертах военно-патриотического содержания, проводимых для поднятия боевого духа в отдалённых районах Азербайджана.
Алиага Вахид и Сергей Есенин
В 1924 – 1925 годах Сергей Есенин с небольшими перерывами проживал в Баку, в селении Мардакян. Знакомство двух великих поэтов, которое впоследствии переросло в крепкую дружбу, состоялось в 1924 году. В те годы Сергей Есенин часто заходил в местную чайхану. Однажды, когда он захотел расплатиться, ему сказали, что уже уплачено. Поэт удивился и спросил, кем. Есенину указали на Вахида, который тоже сидел в этой чайхане. Так и состоялось знакомство двух великих лирических поэтов. Оно быстро переросло в дружбу. Вахид приглашал Есенина на литературные собрания, где читал много своих газелей. Сергей Есенин не понимал ни слова, но говорил, что слушает стихи, как музыку. Он спрашивал Вахида: «О чём твои стихи?» А Вахид улыбался и отвечал: «О чём может писать поэт? О жизни и смерти, о любви... Как и ты». Этот факт получил отражение в документальной повести писателя-публициста Гусейна Наджафова «Балаханский май».
Поэзия Алиага Вахида
Будучи последователем литературных тенденций Физули, Алиага Вахид стал ярким представителем жанра газели в советской литературе. Он с высоким мастерством продолжил древние традиции национальной поэзии и создал совершенные образцы жанра газели.
Его богатое художественное наследие, характеризующееся глубоким лиризмом, является самобытным и неподражаемым явлением в истории не только азербайджанской, но и восточной литературы в целом. Люди, знающие азербайджанский язык, утверждают, что стихи Вахида невероятно мелодичны. Однако переводов на русский язык не так много. Его стихотворения построены на игре слов, самобытных ассоциациях и аллегориях. Многое невозможно перевести на русский язык, чтобы не потерять смысл. Следует отметить несколько удачных переводов Владимира Портнова.
Помнишь, как зашли мы к вам однажды,
Как потом остались там однажды?
До утра болтали и шутили,
Ссорились – какой был гам однажды!
Помнишь наши ласки, наше счастье, –
Как бродили по лугам однажды...
Долго мы среди цветов плутали,
Баловались – стыд и срам! – однажды.
Нас в одно спаяла страсть и нежность, –
Кто ж разбил нас пополам однажды?
Оба мы остыли, охладели, –
Как ни горько, буду прям однажды.
Прошлое, Вахид, не возвратится,
Выйдешь к утренним лучам однажды.
(в переводе с азерб. Владимира Портнова)
Вахид также был блестящим знатоком классической поэзии Востока и мастерски переводил с персидского на азербайджанский язык бессмертные произведения Низами, Хагани, Фелеки, Хафиза, Навои и других классиков.
Последние годы жизни поэта
Газели Алиага Вахида издавались отдельными сборниками, но, к сожалению, малыми тиражами. В последний из вышедших при жизни Алиага Вахида сборник произведений (издательство «Азернешр», Баку, 1964) вошли 354 газели. Выразительные средства, тематика и система образов в них традиционны: любовь, встречи, разлука, верность, измена и вино – чудодейственный бальзам, исцеляющий от любовных ран и обид, нанесённых судьбой. И, конечно, соловьи, розы и влюблённые пары – Адам и Ева, Юсиф и Зулейха, Лейли и Меджнун, Фархад и Ширин.
Алиага Вахид был награждён несколькими медалями и с 1959 года получал пенсию в качестве почётного пенсионера республиканского значения. В последние годы он жил тихой жизнью со своей верной спутницей и супругой Феодосией Андреевной Искендеровой.
Алиага Вахид скончался в ночь с 30 сентября на 1 октября 1965 года в Баку и был похоронен на Аллее почётного захоронения.
В 1991 году на киностудии «Азербайджанфильм» был снят фильм «Газельхан», посвящённый жизни и творчеству поэта. В 1992 году фильм был удостоен приза и диплома на XI Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте.
Необычный бюст Алиага Вахида – одна из достопримечательностей Крепости «Ичери шехер». В конце 1980-х годов XX века было решено установить памятник народному поэту. Идею озвучили Ариф Мансуров, тогдашний министр по строительству, и заслуженный архитектор Азербайджана Санан Саламзаде.
Скульптура была создана на народные пожертвования. Автором идеи и его создателем является известный скульптор Рагиб Гасанов. В работе над памятником также принимал участие и другой известный азербайджанский скульптор Натик Алиев. Бюст был отлит из бронзы в Санкт-Петербурге.
В 1990 году около Бакинской филармонии, в саду, был установлен бронзовый бюст мастера слова, который в 2009 году был перенесён в Ичеришехер на улицу Кичик Гала. Сквер, где сейчас стоит бюст (бывший Губернаторский сад), получил название «Сад Алиаги Вахида».
Издалека это выглядит как обычный бюст. Но стоит подойти поближе... Волосы издалека кажутся просто кудрявыми, а вблизи видно, что это очень тонкая работа, изображающая переплетённые ветви и фигурки людей. Смысл в том, что в жизни всё взаимосвязано, и жизнь циклична... Такой памятник – единственный в мире.
Послесловие
К 80-летию Победы советского народа над фашизмом стоит отметить, что в 1943 году за книгу «Боевые газели», пронизанную любовью к Родине, ненавистью к врагу и верой в победу, Вахид был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР».
Имея это скромное звание, Вахид до конца своей жизни был поистине народным поэтом. Этим званием наградили его обычные люди – его почитатели, тот самый народ, которому он посвящал своё творчество.
«...зачастую у нас начинают уважать поэта после его смерти. Так случилось и с замечательным мастером слова Алиага Вахидом. При жизни он не был официально признан, хотя и жил в сердцах людей как истинно народный поэт. Но время, как известно, всё расставляет по местам...», – отмечал народный поэт Азербайджана Наби Хазри.
Сегодня стихи Алиага Вахида занимают особое место в национальной и восточной поэзии. Несколько поколений ханенде и музыкантов исполняют мугамы на слова гениального поэта. Газели писали великие средневековые азербайджанские поэты Низами, Хагани, Вагиф, Ширвани и другие, но по уровню таланта с Физули может сравниться только Вахид...
Мехман Мамедов