Александр Бережков. Мой немой Афган. – М.: Издательство «У Никитских ворот», 2019. – 328 с. – 500 экз.
Русская армия и русская литература испокон веков идут рука об руку. И в этом шествии они с каждым веком и с каждым годом становятся всё ближе друг к другу. Ужас и доблесть войны привлекали русских писателей самых различных школ и стилей. Но особенно в этом контексте важны книги, написанные самими военными. Мы знаем мемуары видных военачальников, заслуживших славу на полях Великой Отечественной войны, восхищаемся текстами участников двух чеченских кампаний, переживаем живые свидетельства Афганской войны. Эта книга, написанная А. Бережковым, занимает достойное место в ряду современной баталистики.
Её автор – офицер в самом высоком и благородном смысле этого слова. Человек высочайшей морали и высокой культуры.
Именно культура приводит человека к желанию осознать и литературно пересказать свою жизнь, дать урок и совет поколениям, идущим следом.
Уже одно её название «Мой немой Афган» говорит о многом. Нехитрая, казалось бы, игра слов и смыслов заранее заявляет нам о сложности и противоречивости темы, о том, как долго автор решался на свой творческий подвиг, а потом сколь терпеливо воплощал в жизнь эпохальный по сложности замысел.
Чем он так сложен?
Это документальная книга: прикрываться вымыслом, художественным обобщением Бережков изначально не стремится, предлагая читателям самим решать, как относиться к его тексту, в какой степени ему верить. И читатель, я в этом убеждён, поверит автору безоговорочно, с первых страниц.
Писать о том, что сам пережил, чему сам был свидетелем, на первый взгляд не так уже и сложно. Вспоминай да излагай себе события, выбирая самое интересное. Но это, поверьте, весьма поверхностное мнение. Во-первых, память – довольно коварный механизм, дающий неожиданные сбои, а во-вторых, изложение должно быть выстроено таким образом, чтобы читатель не устал от обилия подробностей, ничем порой не связанных, кроме хронологии.
Бережков преодолевает эти заведомые сложности с блеском. Нет никаких сомнений в подлинности каждой фразы «Моего немого Афгана», ведь в книге много такой правды, какую знает только автор, и он, не боясь ничего, нам её открывает. Разве же возникнет желание не доверять автору, открывающему подробности, о которых долгие годы принято было умалчивать?
Чего стоит эпизод, в котором автор, он же главный герой повествования, идёт на служебное преступление, чтобы спасти солдата, совершившего преступление по неосторожности!
Большую ценность в «Моём немом Афгане» представляют показанные в книге характеры. И первым делом – характер самого автора. Этот характер проступает не только в сложных ситуациях, какие в Афганистане возникали в большом количестве, но и в том, как позиционируются те или иные события в книге. В открывающей эти воспоминания главе Бережков повествует том, как переживал, что подготовленная им рота отправилась в Афган без него. Сколько в этом искренности, смелости, чести! Что греха таить: далеко не все советские военные были преисполнены таких чувств, а иные старались использовать афганскую кампанию для своих мелких, нечестных целей: «Только позже я узнал, как в первые дни шёл отбор офицеров и прапорщиков. Не могу утверждать, что это была кадровая система отбора, но многие начальники использовали возможность избавиться от неугодных, а часто просто неудобных командиров».
Остальные участники разворачивающегося перед читателями документального действа также выписаны предельно достоверно, образы их ярки и убедительны, и вызывают они человеческую симпатию, равно как сочувствие и восхищение, несмотря на всю неоднозначность военных перипетий, где порой очень сложно сделать правильный выбор, верно оценить ситуацию и обстановку.
Это очень важно в нынешней реальности! Ведь сейчас идут массовые попытки фальсифицировать всю нашу советскую историю, в том числе и историю этой драматичной войны, вся тяжесть которой, в том числе и тяжесть политических просчётов советского руководства, легла на плечи простых военных, солдат и офицеров. А ведь сколько в песках и горах Афгана было совершено подвигов, сколько подлинного героизма проявлено. Забыть – это значит предать себя. И хоть автор проявляет завидную для батального мемуариста деликатность, о чём сам пишет в предисловии: «Встречаясь со своими боевыми друзьями-сослуживцами, я понял, что некоторые события почти сорокалетней давности в нашей памяти воспроизводятся если не по-разному, то в разной интерпретации: бывают несовпадения по датам, участникам и отношению к ним. Чтобы не обидеть участников тех событий возможными неточностями, необъективностью изложения некоторых эпизодов, этот вариант записей представлен именно так, без имён и фамилий». Читая эту книгу, с головой погружаешься в круговорот событий в жизни афганской армии и как будто наяву знакомишься с теми людьми, что населяют «Мой немой Афган». Это объясняется не только яркостью, достоверностью характеров, но и человеколюбием автора. Видно, что для него солдаты никогда не были пушечным мясом, он всегда ценил человеческую жизнь и цель вернуть сына матери живым ставил куда выше стратегических и тактических успехов в военных столкновениях с боевиками.
Бережков демонстрирует также и зрелое мастерство реалиста. Военный быт дан в книге подробно, во всех деталях, но без навязчивости. Тяготы здесь не повод для нытья, а некое сопротивление, которое обязательно должен преодолевать мужчина, чтобы по-настоящему сформироваться. Многие пытаются сейчас показать армейскую жизнь тех лет как череду ужасов дедовщины, жестокости и глупости. Бережков же просто говорит правду и, если она не лежит на поверхности, ищёт её, разглядывая своё прошлое и прошлое нашей Родины с писательской беспристрастностью.
Книга важна не только объёмом сведений и эмоций, но и выводами. Они весьма точны и убедительны. Как прекрасна одна из заключительных фраз в книге: «Именно там я состоялся как муж и отец. Война и разлука помогли мне оценить место семьи в моей жизни. Именно поэтому с любимой супругой мы живём вместе более сорока лет и она, доченька и внучки – самые дорогие и любимые женщины на свете».
В ней то, ради чего мужчина уходит на войну: победить зло и вернуться к любимым людям.
Книга А. Бережкова будет интересна как тем, чья жизнь связана с описанными событиями, так и тем, кто прикоснётся к современной художественной баталистике впервые.
Максим Замшев