Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 октября 2021 г.
Литература

Научиться доверять происходящему

Антиутопия видится более логичной в отношении возможного будущего

26 октября 2021

В издательстве «У Никитских ворот» вышло продолжение романа Софии Эззиати «Дневник революции 2». Роман, как и первая часть, «Дневник революции», посвящён истории движения Сопротивления и его борьбе против разрушительной диктатуры могущественной организации «Единое Око», захватившей власть в системе Сапей (группа солнечных систем, вращающихся вокруг Великого Солнца). А в центре внимания – судьбы двух участников движения, «истинных союзников» Аска и Сольвейг.

«Дневник революции 2» – это не приключенческий триллер, хотя сюжетная острота здесь, конечно, присутствует, а скорее философский роман, в котором, как нарыв, вскрываются все беды нашей сегодняшней жизни. И, что немаловажно, даётся ключ к изменению грядущего.

В отличие от авторов классических антиутопий София Эззиати уделяет наибольшее внимание не описанию причудливого мира будущего, а переживаниям героев, именно поэтому психологический рисунок их характеров выписан очень точно. В центре повествования не столько космические приключения, сколько проблемы нравственного выбора – как на личном, так и на глобальном уровне. Язык романа тоже нетипичен для жанра: поэтичный, образный, тонко передающий оттенки чувств.

О стилистических и мировоззренческих особенностях романа Софии Эззиати высказывались литературоведы и критики.

«Помимо внешнего хода событий читателя, несомненно, интересует вопрос: а насколько изменится жизнь и сам человек спустя семь веков? Исходя из образов главных героев Аска и Сольвейг можно сделать вывод: глобализация существования людей будущего, вселенские масштабы бытия приведут к значительной унификации мышления и самовыражения», – размышляет Сергей Казначеев. А писатель и психолог Сергей Ключников делает интересные выводы о внутреннем мире автора: «Всё вместе – и выбранный жанр, и темы повествования, и образы главных героев, и интонационные особенности, – несомненно, говорят об авторе: о его тонкой душевной организации, пытливом и глубоком уме, способном увидеть картину целиком: и внутреннюю, и внешнюю. Автор скорее интроверт, чем экстраверт, однако это не значит, что он замкнут в своём камерном мире: из этого мира протягиваются мощные лучи света и тепла, стремящиеся упорядочить межгалактический хаос. В итоге нравственная сила отдельного человека оказывается сильнее мировой неправды – и в настоящем, и в будущем. Негласный призыв автора – возврат к самим себе, к подлинной личностной свободе, но построенной не на постулатах корысти и наживы, а, как бы это патетично ни звучало, на фундаменте общечеловеческого счастья».


– София, у вас только что вышло продолжение романа-антиутопии – «Дневник революции 2». Я знаю, что первая часть родилась из музыки, то есть буквально: сначала приходила мелодия, а потом текст. А как писалась вторая часть? Что вдохновляло на её создание?

– Трилогия закончилась вопросом: неужели Сольвейг жива? И это ясно давало понять, что у истории будет продолжение. Поэтому после издания «Дневника революции» я почти сразу села за написание следующих книг. Продолжение получилось более психологичным и философским. Герои повзрослели и теперь могут не только смотреть вперёд, но и оглянуться назад на пережитые ими события, сделать выводы и понять, насколько изменились их взгляды, убеждения и они сами.

– Почему вообще выбрали жанр антиутопии? Какую главную художественную задачу перед собой ставили?

– Антиутопия мне видится более логичной в отношении возможного будущего. Мы по-прежнему эксплуатируем и разрушаем экосистемы планеты вместо того, чтобы эффективно «сотрудничать» с окружающим нас миром, использовать безопасные виды энергий, не поддерживать перепроизводство. Даже экоупаковка не стала обязательной в мире, хотя вред пластика и другого неразрушающегося мусора давно очевиден. Вся проблема в самих людях – большинству просто всё равно. А бизнес думает только о доходе. Поэтому в перспективе именно такой сценарий и возможен, хотя очень хочется надеяться, что мы поменяемся и этого не случится.

– В романе подробно и очень убедительно представлен мир будущего, а конкретно – XXVII век. Как приходили образы, названия, термины?

– Роман писался сразу образно, и все детали и названия появлялись сами в процессе написания.

– Не секрет, что для любого писателя создать положительных героев довольно сложно, слабовольных и подлецов – легче. Трудно ли было справляться с этой задачей или же образы главных героев выстроились органично, как бы сами собой?

– Мои герои – это родственные души, и весь роман строится вокруг их сложных взаимоотношений. Некоторые герои были списаны с реальных друзей и близких мне людей, а именно их характеры и внешность. И эти характеры я поместила в разные необычные ситуации и посмотрела, как они себя там проявят. У некоторых персонажей было трудно определить их дальнейшее поведение в конкретных ситуациях. Я как бы проживала ситуацию этого героя с его характером и понимала, как именно он поступит.

– Отдельно хотелось бы остановиться на их именах. Почему именно Аск и Сольвейг?

– Имена связаны со скандинавской мифологией, так же, как и сам сюжет романа с ней связан. Эти имена имеют значение, и эти значения точно характеризуют героев, помогают понять их и раскрывают суть.

– Лично я считаю «Дневник революции» романом философским – слишком серьёзные вопросы там поднимаются. Например, такие: к чему способна привести глобализация на вселенском уровне, когда стираются не только национальные и языковые особенности, но и личностные? Или: способен ли межгалактический передел власти обеспечить человечеству счастливое будущее? Хотелось бы адресовать эти вопросы вам как автору. У вас есть ответы на них?

– Все эти вопросы рассматриваются в романе с разных сторон, глазами героев. И у каждого своё отношение к происходящему и свой взгляд в будущее, и выводы из прожитого тоже разные. Нет ничего однозначного, мы все одно целое, но мы непохожи друг на друга, и это хорошо.

– Мы как-то говорили с вами о том, что человек делает тот или иной выбор чуть ли не каждую минуту своей жизни. Как сделать правильный выбор и как научиться не опускать руки и не впадать в уныние, если ошибка всё же совершена?

– Чтобы не впадать в уныние, надо научиться доверять происходящему с вами. И видеть даже в самых тяжёлых событиях урок, который нужно усвоить для себя. А главное – научиться слушать себя настоящего, слушать своё сердце, и тогда унывать не придётся.

– Как считаете, не исчерпал ли себя жанр романа? Что современные авторы должны привнести в этот жанр, чтобы придать ему новое звучание?

– Думаю, классические жанры никогда себя не исчерпают. Чтобы привнести новое звучание, надо писать, не подражая известным формам, а излагать мысль так, как она приходит, и не бояться, что вас не «оценят».

– Вам наверняка неоднократно говорили, что роман ваш очень кинематографичен. Каким вам видится его экранное воплощение?

– Да, про кинематографичность постоянно говорят. В планах сделать кино, но так как космос – это очень масштабный и дорогой проект в кино, возможно, будет рисованный фильм, что мне тоже очень нравится.

– Возникает ли желание перечитывать классику? И что читаете из современной литературы?

– Классику перечитываю постоянно, до современного пока руки не доходят.

– Как считаете, насколько необходимо автору участие в премиальном процессе? Это стимулирует или же, наоборот, в некотором смысле даже мешает?

– Меня премии стимулируют. Мне очень повезло, моя дебютная книга получила национальную премию «Писатель года – Дебют». Если бы этого не случилось, возможно, и продолжения романа не было бы. Такая высокая оценка моей работы дала мне понять, что это нужно и значимо.

– Вы мама троих маленьких детей. Как удаётся при такой нагрузке ещё и писать? Откуда берёте силу и энергию? Есть ли творческие задумки на будущее? Может, уже существует замысел нового романа? Или, скажем, цикла рассказов?

– Мои дети мне не мешали и не мешают работать. Если я хочу писать, я найду время для этого. А сейчас мои дети стали вдохновением для написания детской книги, где они сами являются героями. Книга уже готовится к печати. И ещё я начала работу над историческим романом, но это уже долгая история. Поэтому я буду работать параллельно над несколькими книгами.

Беседу вела
Екатерина Приданникова

«ЛГ»-ДОСЬЕ

ezziatti450x300.jpg

София Эззиати родилась в 1994 году в Твери. Окончила Российский университет дружбы народов. Имеет степень магистра права. Публиковалась в таких изданиях, как «ЛГ», «Литературная Россия», в журналах «Читаем вместе», «Профиль», «ОК!», на портале «Литературно» и др. Член Союза писателей России, Российского союза писателей. Лауреат Национальной литературной премии «Писатель года – 2019» в номинации «Дебют». Живёт в Москве.

Тэги: София Эззиати Екатерина Приданникова
Обсудить в группе Telegram

Екатерина Приданникова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Простор для воображения

    31.08.2022
  • Отважные воины любви

    10.08.2022
  • Урал не оскудел талантами

    29.06.2022
  • Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

    18.05.2022
  • Сердца трёх

    27.04.2022
  • Урал не оскудел талантами

    84 голосов
  • От перекрестка к перекрестку

    14 голосов
  • Сюжеты из будущего – это «воспоминания»

    10 голосов
  • Дневник революции – 2

    9 голосов
  • Следовать своему предназначению

    6 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS