
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Короткая жизнь этого героя уже много десятилетий вдохновляет военных и железнодорожников. Виктор Мирошниченко стал для потомков символом решительности и отваги.
Он родился на станции Ланная Полтавской области в семье железнодорожника. И, вне всяких сомнений, собирался продолжить династию. После семилетки и школы фабрично-заводского ученичества младший Мирошниченко начал трудиться на железной дороге токарем в городе Красный Луч. Энергичный, сильный парень казался неутомимым. Мечтал со временем, досконально познав, как работает железная дорога, стать машинистом…
В 1938 году Виктора призвали в Красную армию. Он окончил школу младших командиров и, получив звание сержанта, направился на Дальний Восток, в 76-й отдельный строительный путевой железнодорожный батальон первой железнодорожной бригады. Участвовал в строительстве больших мостов через реки Илистая, Мельгуновка и Комиссаровка, в краткий срок его подразделение сдало в эксплуатацию железнодорожную линию Сибирцево – Турий Рог. С первых же дней войны батальон принимал активное участие в боевых действиях – сначала на западных рубежах страны (война застала их в Львовской области), потом – на главном направлении, по которому вермахт продвигался к Киеву и Москве. Они строили стальные магистрали на территориях, недавно присоединённых к СССР, – именно туда изначально оказался направлен вектор немецкого блицкрига. Пришлось отступать.
С самого начала Великой Отечественной Мирошниченко и его часть не только восстанавливали разрушенные при бомбёжках пути сообщения, но и занимались вопросами эвакуации, минированием и уничтожением в случае прорыва врага железнодорожных объектов, стрелок, мостов и перегонов. В августе 1941-го под Киевом он принял первый бой. Резервов, чтобы прикрывать город, к которому рвались гитлеровцы, у командования не было. В критической обстановке Военный совет Юго-Западного фронта принял решение снять железнодорожные части с технического прикрытия Киевского узла и бросить навстречу противнику. И бойцы 247-й стрелковой дивизии, 76-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона и 1-го батальона механизации, в большинстве своём никогда до этого не ходившие в боевую атаку, совершили невозможное, на несколько дней остановив врага на стратегически важном направлении.
30 сентября гитлеровцы прорвали фронт. Передовые части вермахта подходили к реке Сопоть, через которую был перекинут мост. Нужно было максимально усложнить захватчикам переправу. 9 октября поступил приказ: мост уничтожить. Командир отделения 76-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона сержант Мирошниченко возглавил группу подрывников. Требовалось подготовить мост к подрыву, потом принять бой, как можно дольше удерживать атаки гитлеровцев и только после этого взорвать переправу.
Понимали ли эти молодые бойцы, что идут на верную смерть? Ясно одно: эта мысль их не остановила. Обнаружив небольшой отряд, немцы обрушили на него шквал огня, завязалась перестрелка. Погибли или были тяжело ранены все, кроме командира. Мирошниченко, тоже раненый, продолжал вести огонь из пулемёта. А потом приступил к выполнению главного задания. Увы, во время боя дистанционный взрыватель оказался повреждён и не сработал. Превозмогая боль, сержант Мирошниченко подполз к бикфордову шнуру и поджёг его. Во фронтовой прессе писали: «Несмотря на оглушительные завывания вражеских мин и цоканье пуль, Мирошниченко настойчиво пробирался к заряду. Он получил ранение, но продолжал ползти к цели. Вот и заряд. Но чтобы успеть, нужно пожертвовать своей жизнью. Отважный сержант поджёг заряд, когда фашистские автоматчики были уже на мосту».

Взрыв ликвидировал переправу на пути наступавших гитлеровцев. Подвиг Мирошниченко на несколько дней задержал продвижение войск Гудериана на восток, тем самым сержант-железнодорожник спас жизни тысяч советских солдат. А сам герой, по официальной версии, погиб во время взрыва. Ему было всего 24 года. Не довелось Виктору Петровичу Мирошниченко водить поезда…
В летописи Великой Отечественной он занимает особое место – как единственный человек за всю историю железнодорожных войск, получивший Золотую Звезду Героя Советского Союза. Высокого звания Мирошниченко был удостоен посмертно 6 мая 1942 года. Отметим – до Сталинградской победы. Награды тогда присуждали не слишком щедро. Вот и Виктора сначала хотели наградить только орденом Ленина, потом вышел приказ о награждении сержанта орденом Красного Знамени. Только через несколько месяцев, когда стала предельно ясной важность его подвига, Мирошниченко удостоили Звезды Героя.
Есть гипотеза, что молодой боец всё-таки остался жив в том бою, отброшенный взрывной волной в сторону. Раненый, контуженый, без сознания воин-железнодорожник попал в плен, его переводили из одного концлагеря в другой и погиб он в итоге в декабре 1943 года от голода и измождения в Польше, в нацистском лагере близ Ченстохова. Да, война сохранила немало тайн, все её секреты никогда не будут раскрыты. Однако привычная и такая точная формулировка «погиб смертью храбрых» подходит к его судьбе в любом случае.
Приказом министра Вооружённых сил СССР сержант Виктор Петрович Мирошниченко навечно зачислен в списки отдельного строительного путевого железнодорожного батальона. В Смоленске, Партизанске и ещё в нескольких городах и сёлах установлены памятники герою. Имя Виктора Мирошниченко присвоено железнодорожному разъезду Тунгала Восточного участка Байкало-Амурской магистрали, улицам в городах Мерефа и Партизанск, в посёлках Артёмовка Харьковской и Центральный Нижегородской области. При строительстве БАМа, к слову, о подвиге Мирошниченко вспоминали часто, он являлся примером для бригад, тянувших рельсовую дорогу в тяжелейших условиях. Он и сегодня герой, который не забыт. И это справедливо. Мы всегда будем ощущать чувство потери тех, кто не дожил до Победы. Сколь много мирных подвигов эти железные люди ещё могли бы совершить…