Как отличить историческую правду от фальсификаций и кому можно доверить арбитраж: что считать допустимой трактовкой событий, а что – ложью? Каково значение исторических знаний для формирования гражданской позиции? Эти и другие темы обсудили на круглом столе, организованном «ЛГ» в рамках проекта «Настоящее прошлое», в котором приняли участие историки и деятели культуры.
Открывая дискуссию, о сложности и деликатности темы сбережения исторической правды высказался главный редактор «ЛГ» писатель Максим Замшев: по его мнению, важнейшая роль непредвзятого изучения истории в том, чтобы осознать недопустимость войны.
«История – это жизненный опыт человечества. Как человек учится на своих ошибках, так на них учатся страны и народы, если этот опыт передаётся без искажений», – подчеркнул историк и телеведущий Борис Юлин.
Противоречия в описаниях и толкованиях событий преподаватели истории могут успешно использовать, чтобы развивать полемические способности учащихся. Однако, чтобы полемизировать, нужно сначала получить достаточные знания об этих событиях, а молодёжь редко обращается к исторической литературе.
С этим тезисом согласился писатель и преподаватель истории Владимир Голубев. «Интерес студентов к этому предмету упал глобально, – признал он. – Молодые люди наполнены мифами, которые исходят из кино, и не хотят утруждать себя реальными знаниями».
Писатель Юрий Быков усматривает в очернении истории нашего прошлого политический заказ: «В современных фильмах и книгах о советском времени и более ранних эпохах наша страна показывается как буквально людоедская. Эти произведения финансируются в том числе и государством. Власть всегда заставляет работать на себя историю, и если она финансирует очернение прошлого, то логика такого заказа понятна…»
Но реально ли создать тот навигатор, который поможет отличить историческую правду от неправды? В ответе на этот вопрос участники круглого стола были осторожны. «Самое страшное, что при введении исторической цензуры мы не будем знать: а кого назначат судьёй, кому доверят решать, что является правдой, а что нет?» – отметил Борис Юлин.
Председатель «Русского литературного общества» и модератор круглого стола Александр Чистяков подчеркнул, что задача проекта «Настоящее прошлое» – привлечь к обсуждению механизмов сбережения нашей истории как можно больше литераторов и учёных. По итогам серии встреч будут сформулированы предложения, которые помогут законодательному регулированию вопросов, связанных с предусмотренным Конституцией сбережением исторической правды.
Михаил Зубов
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Махров, автор исторических романов, издатель:
– На фестиваль цифровой истории приходят тысячи ребят. У роликов на исторические темы, размещённых в Сети, миллионы просмотров. Жанр исторической фантастики стал самым востребованным на электронных площадках. А это на самом деле полноценная историческая литература, фантастический элемент которой заключается только в том, что современный человек попадает в прошлое.
Я против запретов, но за здоровую агитацию. У нас сейчас открыты почти все архивы, возможна полемика по каждому поводу и доступны любые книги. Но у граждан, а особенно у молодого поколения, мировоззрение которого только формируется, должно быть базовое представление об истории нашей страны, о её роли в мире. Это позволит воспитать характер человека в нужном патриотическом ключе.