Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 декабря 2023 г.
Литература

Не безразличный наблюдатель

25 декабря 2023

Дженнни Оффил. Погода / Пер. с англ. Ю. Змеевой. — Москва: Лайвбук, 2023. — 240 с

Роман «Погода» американской писательницы Дженни Оффилл весьма интересен, если рассмотреть его под углом социопсихологии. Написанный живо, это видно даже по переводу, роман получил премию The Women’s Prize for Fiction. В центре – обычная американская семья, которую пронизывают социальные ветра, сказываются на всех семейных «температура воздуха» в обществе, «осадки», «атмосферное давление». Главная героиня чувствует себя «даже не белкой, а подопытной мышью, которая давит на рычажок и не может остановиться» — быстрый, фрагментарный, клиповый стиль романа этому точно соответствует. А «клиповое сознание» фактически не способно на подлинную рефлексию, на выход к высшим смыслам; самоанализ заменяется модными псевдомедитациями и набором рецептов-клише, почерпнутых с поверхностных сайтов: обязательны пара цитат из буддизма, чуть-чуть христианства, мантра-призыв к побегу из города на природу… Роман Дженни Оффилл четко показывает, что современный человек, питаемый телевидением, интернетом, компьютерными играми — существо, направляемое по нужным траекториям, объект манипулирования с помощью инженеринга «погоды», о чем не раз писали, как зарубежные, так и отечественные исследователи, достаточно вспомнить известные работы Э.Шострома и С.Г. Кара-Мурзы. Пустота обыденного сознания заполняется отнюдь не случайными «климатическими угрозами», самая стрессовая из них в романе — идея о «невидимых всадниках апокалипсиса, несущихся к нам во весь опор», необходимость приготовления к глобальной катастрофе. Героиня и ее муж составляют «список требований» к жилищу «на случай конца света: пригодная для земледелия почва, источник воды, близость к железнодорожным путям, расположение на вершине холма». Занимает общество и крайний вариант спасения человечества — переселение на другие планеты, а частности, на Марс. Этот вариант рассматривался еще Циолковским, но теперь идея превращается в «романтическую коммерцию», чему способствуют социальные опросы, наращивающие тревогу уточнениями вроде такого «Чего вам будет не хватать на Марсе?». Именно погружение человека в постоянный стресс, в психоэмоциональное напряжение, критическое усиление тревоги и страха — необходимый фон для манипулирования и переформирования сознания. Героиня «Погоды» одержима такой постоянной тревогой. Ее брат «копирайтер в маленькой фирме по изготовлению поздравительных открыток», получивший значок за «полгода без наркотиков», — жертва вбиваемого гвоздя «программы конца» — «никаких детей»: он борется с приступами ненависти к собственной грудной дочери. А случайный знакомый, неравнодушный к героине, подписывает ей книгу так: «Надеюсь, ты окажешься среди выживших». Вторая идея, отмеченная Дженни Оффилл — все усиливающийся страх глобального потепления и воспитание «экосознательности», быстро превращающей «экосознательных» в фанатиков: «Их интересуют только биотуалеты, экономия воды и электрокары; они хотят жить на Земле, не оставляя углеродного следа». Писательница не обошла вниманием и программу, внедряемую радикальными «технооптимистами», полагающими, что как только уйдут в небытие все поколения, рожденные до интернета и «новые» уже не будут знать великую культуру прошлого, редуцированную до комиксов, установится технологический рай: сбросив «свои бренные оболочки», все люди станут «частью единого цифрового организма». Разумеется, все — кроме социотехнологов. Есть в романе намек на «погоду» будущего: от студентов, приходящих в библиотеку, где героиня работает, уже «веет холодом». И хотя автор не делает вывода, что «холодный рай» и есть возможный итог апокалипсиса — в подтексте романа это, конечно, прочитывается. Героиня неспособна осмыслить, откуда растут ноги ее страха, отчего общество охвачено тревогой, однако, ощущает подземные токи и все болевые точки буквально своей кожей, поскольку главная ее черта — отзывчивость. У нее «слишком щедрое» сердце. Да, порой она срывается, становится нервной и раздражительной, пугая этим своего маленького сына, но, очнувшись от морока, искренне молится за всех и сочувствует всем: юной наркоманке, одиноким старым профессорам-ворчунам, помогает лектору Сильвии, читая приходящие ей письма «апокалиптического толка», и потерявшему клиентов водителю. Она хорошо относится к мигрантам: в районе, в котором живет семья, детей «белых американцев» «десять процентов. Остальные дети почти все из Юго-Восточной Азии». Эта проблема задета по касательной, но говорящая деталь: сынишка героини влюблен в девочку – азиатку.

Создать, не впадая в фальшь, образ доброго человека, обычного, далеко не святого, очень сложно: Дженни Оффилл это удалось. Писательница — «не безразличный наблюдатель», поэтому, читатель ощутит ее волнение. Название романа очень точное: погода в обществе — вот его основная тема. Дженни Оффилл — автор и двух других романов: «Последние вещи», «Бюро слухов», а также нескольких книг для детей.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Мария Бушуева

Мария Бушуева (Китаева) — прозаик, критик... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS