Думается всё же, что выражение непонимания тут – риторическое, однако немало людей и вправду ничего не понимают. И становится как-то не по себе: ведь за этим скрывается незнание форм российской государственности, её правового строя, идеологии. Да, конечно, «мы не знаем страны, в которой живём», но не до такой же степени… Ведь всё регулярно объясняется и разжёвывается для ширнармасс.
Россия не может не то что раздавать гражданство русским людям, но даже проводить специальную политику в отношении русской диаспоры – её формально нет. Вот Германия может привлекать к себе немцев, Польша поляков и т.п., но не Россия. Она иное государство – не национальное. Кстати, и не многонациональное, как у нас нередко заявляют, ведь 80% населения – безнациональное большинство. Удивительно, но нет никаких формальных увязок российской государственности с русской идентичностью, за исключением разве что такого «культурного достояния всех народов», как русский язык. Ни один чиновник не вправе заниматься собственно русскими людьми за рубежом или в России, поскольку на это не уполномочен, а самодеятельность на посту в таких сферах у нас штука опасная.
Если переселенец в Россию, например, татарин, он может по праву рассчитывать на протекцию в получении гражданства, которую ему должны оказывать органы власти Республики Татарстан – ведь это национальное государство в составе РФ. Оно выражает волю татарского народа и берёт на себя обязательство помогать зарубежным татарам (ст. 14 Конституции РТ). И это нормально. Но если ты русский, то покровительственных властных институций ты в России для себя не найдёшь.
Это вопрос государственной идентичности, который в России до сих пор не решён. Или, как утверждают многие, решён иным образом – так, что русских как бы и нет, есть россияне и среди них разные (подчас даже небольшие) нации – все, кроме русских. Хуже того, он и не может решаться – само его поднятие считается верхом неприличия.
Есть научный термин – дискурс идентичности, то есть то, как люди в контексте определённой культуры и социальной общности определяют свою причастность к тем или иным большим группам – этническим, религиозным, политическим и т.п. Так вот русская идентичность в наши дни не определяется просто родным языком и культурой, нужно иметь какие-то особо чистые крови, гены и пр., в чём ни один другой народ после 1945 года не считает нужным копаться. По таким понятиям смело считающих себя русскими остаётся немного, а в элитах – совсем мало. Но если проблема не может быть озвучена, то вряд ли общество сумеет найти её решение.
Так вот для того, чтобы просто поставить вопрос о придании России официальных увязок с русскими, каких-либо законодательных закреплений за нашим государством русской идентичности и соответствующих обязательств, вначале это самосознание должно обрести общество. И спасибо таким людям, как М. Симоньян, что решаются поднимать вопрос. Пока мы о нём не заговорим без стеснений, ничего не улучшится. Но, похоже, для этого должны смениться целые поколения.