Д.Т. Чичуа. Не грустить! Рассказы. – М.: У Никитских ворот, 2024. – 304 с.
Эта книга случилась по странному стечению обстоятельств. Давид Тариелович Чичуа – врач, доктор медицинских наук. Кроме научно-методических текстов и официальных документов, никогда ничего не писал. Но среди друзей и знакомых давно известен как остроумный рассказчик, у которого не один десяток занимательных историй. Теперь они сложились в первую художественную книгу уважаемого доктора. Мы уверены – читателям «ЛГ» будет не только интересно, они испытают и массу позитивных эмоций.
Пионеры
Подготовка к празднованию юбилея Саши Абдулова шла полным ходом. Группа друзей, возглавляемая Алексеем Орловым, решила подойти к вопросу креативно и поздравить юбиляра театрализованным действом в жанре капустника.
Сценарий, придуманный одним из друзей, был такой: за несколько часов до начала мероприятия семь «артистов» должны были собраться в офисе Алексея в переулках рядом со знаменитым Макдоналдсом на Тверской и переодеться в заранее купленную форму пионеров, которая состояла из синих шортиков на лямках, белой рубашки с короткими рукавами, красного галстука, пилотки, белых гетр с трогательными помпончиками, сандалий и барабана на груди.
Затем кавалькада машин (группа состояла преимущественно из серьёзных бизнесменов, приехавших на дорогих машинах с водителями) подъезжала бы к Макдоналдсу для встречи с двумя специально приглашёнными девушками и вместе с ними отправлялась на дачу Саши, во дворе которой был накрыт праздничный стол. Параллельно к месту назначения должен был выдвинуться грузовик для доставки изготовленного по специальному заказу паланкина.
Встретившись перед входом, мы вместе с рабочими должны были оперативно собрать закрытый со всех сторон тканью паланкин с шестами для носильщиков, впустить туда девушек, одетых только в набедренные повязки, взвалить на себя носилки, зайти и поставить их посередине двора, выстроиться в ряд и прочитать коллективное шуточное поздравление в стихах.
По завершении декламации пригласить Сашу в паланкин, где его с помощью фактически голых девушек переодеть в пионерскую форму, по знаку потянуть за специальную верёвку раздвигающиеся шторы и представить взору восторженной (как мы считали) публики кульминационную сцену: счастливый Саша со вскинутой в пионерском приветствии рукой, с двумя красотками в чём мать родила по бокам.
Всеобщее ликование и аплодисменты.
Подъехав к Макдоналдсу уже в пионерской форме, мы поняли, что девушки опаздывают. Мы встали с двух сторон Большой Бронной улицы с односторонним движением и начали ждать. Захотев курить и не найдя сигарет у себя, я вышел из машины, перешёл улицу наискосок, взял у одного из друзей несколько штук и повернулся, чтобы пойти обратно. Со стороны Тверской улицы медленно двигался автомобиль, который я решил пропустить. И тут я вижу, как машина, поравнявшись со мной, останавливается и мужчина на переднем пассажирском сиденье наклоняется к лобовому стеклу и смотрит на меня с изумлённым выражением лица.
На расстоянии вытянутой руки я узнал руководителя одного из государственных учреждений Москвы, начальником управления которого я тогда работал. И сразу щёлкнуло, что я совсем забыл о, мягко говоря, странной форме одежды, в которой я разгуливаю по центру Москвы!
Несколько секунд мы смотрели друг другу в глаза, после чего он молча отклонился обратно и машина уехала, оставив меня с пониманием бессмысленности любых объяснений.
Наконец, забрав девушек, мы подъехали к даче Саши, быстро выгрузили и собрали паланкин, девушки заняли свои места, кто-то предупредил собравшихся гостей о начале представления перед воротами, мы подняли носилки с двух сторон, забили барабаны и…
Вдруг мы заметили над воротами металлическую балку, ограничивающую высоту прохода. Сразу стало понятно, что пронести паланкин под балкой не получится никак.
Пришлось предупредить публику, что представление задерживается, и мы начали искать решение. Ничего, кроме как отрезать часть металлических стоек, державших занавески, заранее определив требуемые габариты, придумать не удалось.
И закипела работа. Кто-то меряет, кто-то режет, кто-то переставляет и укорачивает тканевые ширмы, согревает девушек, общается с гостями… И всё это в жутком цейтноте, так как в ожидании нашего выступления никто не садился за стол.
В конце концов все препятствия были преодолены, и представление прошло так, как было запланировано: финал в лице улыбающегося Саши с девушками со словами: «Ну и дураки! А ведь серьёзные люди!» – тоже состоялся.
Прошло столько лет, но каждый раз, когда вспоминаю этот эпизод, у меня возникают смешанные чувства.
С одной стороны, я испытываю чувство неловкости и никак не могу объяснить себе, почему мы решили удивить цвет отечественного театрального бомонда (перед глазами — стоящий в первом ряду вежливо улыбающийся Сергей Соловьёв) нашими режиссёрскими и поэтическими талантами. Об оголённых девушках в присутствии мамы и родственников Саши я уже ничего и не говорю.
Одновременно я смотрю на смешные фотографии взрослых мужиков в пионерской форме, молодого улыбающегося Сашу – и воспоминания того дня оживляют ощущение счастливого периода моей жизни, полной глупостей и безрассудства, которые и делали её именно такой.
Бегун
Совсем маленькая, но дорогая мне зарисовка школьного периода.
Тот, кто бывал в Тбилиси, знает, что город расположен на холмах, угол наклона которых поражает воображение. Приезжих всегда удивляло умение местных водителей останавливать автомобили и трогаться с места на крутых склонах без каких-либо проблем (напоминаю, что автоматических коробок передач тогда не было и в помине).
Я и большинство моих школьных друзей жили и учились в старом районе Мтацминда (Святая гора), который был назван в честь одноимённой главной вершины города.
Гору снизу вверх рассекала улица Шио Читадзе длиной приблизительно 2–2,5 километра, соединяя главную артерию города – проспект Руставели – с верхней точкой – улицей Чонкадзе (где-то в середине склона находилась 47 я средняя школа с двухсотлетним клёном во дворе и баскетбольным залом в часовне старой церкви, где мы все учились).
Чаще всего, перед тем как куда-то пойти, мы встречались на горе и пешком спускались в город.
В тот раз мы решили пойти в кино в «Руставели» – главный кинотеатр Тбилиси, который находился прямо на другой стороне проспекта Руставели напротив улицы Читадзе (надеюсь, я не очень утомил вас описанием расположения улиц, но вскоре станет понятна важность этого момента).
В назначенное время пришли все: Лаша, Меко, Чиа, Пайло (настоящие имена – Георгий, Мераб, Вахтанг, Давид), кроме Амирана. Мы его ждали до тех пор, пока не стало ясно, что уже опаздываем на киносеанс.
«Давайте оставим ему записку на асфальте, где мы будем его ждать, и пойдём», – предложил кто-то из нас.
Недолго думая, мы откололи кусок цемента от стены и большими буквами написали прямо на дороге: «Амиран, мы в «Руставели», твой билет на проходе!»
Дальнейший ход событий мы узнали уже из рассказа самого Амирана… Придя в назначенное место и увидев послание, наш друг быстро помчался по крутому склону вниз. Добежав до проспекта Руставели, он понял, что до подземного перехода ему надо двигаться далеко направо, а потом ещё и возвращаться… и, несмотря на четырёхрядное движение, решил пересечь улицу в неположенном месте.
Лавируя между автомобилями, ему удалось через минуту оказаться у входа в кинотеатр.
Но тут Амирану изменила удача: рядом с ним остановилась жёлтая машина ПМГ*, и сидящий впереди милиционер пальцем подозвал его.
«Почему нарушаешь правило, бичо** , и в самом центре города, на глазах у всех?..» – в голосе служителя порядка не было никакой агрессии.
Как потом нам объяснял Амиран, в тот момент он не собирался пошутить или тем более поиздеваться, просто хотел дать логическое, удовлетворительное для милиционеров объяснение своему поступку, и только: «Знаете, в чём дело, товарищ милиционер, я совершенно не собирался нарушать правила, просто бежал с улицы Чонкадзе вниз и набрал такую скорость, что не смог вовремя затормозить!..»
Возникла пауза. Похоже, милиционеры старались поставить диагноз происходящему и решали в голове, как на эти слова реагировать.
Ребята оказались не без чувства юмора. Они попросили Амирана сесть к ним в машину, отвезли его на другой конец проспекта Руставели и выпустили его там со словами: «Похоже, ты так быстро бегаешь, дорогой, что успеть отсюда к началу сеанса тебе не составит труда!» – и уехали.
Амиран говорил, что всю дорогу, пока он бежал обратно к кинотеатру, он не мог сдержать улыбку и периодически его разбирал смех…
_____________________
* Подвижная милицейская группа.
** Обращение, которое не обозначает возраст: не мальчик и не молодой человек, что-то нейтральное.