«Я ждал это время, и вот это время пришло!» – пел Виктор Цой. Вот и я, отец двух дочерей, жил в таком состоянии. Знал, что когда-то дети спросят меня: «Папа, а для чего нам все эти знания, которые ты пытаешься втемяшить нам?» Сомнения в необходимости получения знаний у дочек уже есть. Пусть и младшие классы. Дальше – хуже. И что отвечать им?
Мы помним хрестоматийное: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Митрофанушка, «Недоросль»; забавно, когда классика актуальнее трендов. Современные дети не слишком хотят жениться, но вот учиться они не желают точно. А для чего? Кому нужны умные, образованные люди в мире, где глупость возведена в культ, расфасована по stories и передачам, а лучшей компенсацией отсутствия ума становится наглость? Давайте заострим вопрос: способны ли образованные люди добиваться в современной жизни реального успеха, который значит столь много?
Мелькала новость: семилетняя девочка Настя Радзинская заработала 2 млрд рублей на своих блогах. История мутная – с хитрыми схемами «отмывания» денег, но сам факт! А вот известный продюсер Андреев рассказывает: «Российский тиктокер в TikTok-доме зарабатывает от сотен тысяч до миллиона рублей и больше. Для этого нужно делать в идеале – пять роликов в день на общем аккаунте в TikTok и на личном аккаунте хотя бы один ролик в день». Как после этого объяснить детям, что в современном мире очень важно хорошо учиться?
Особенно если учесть, что дети в принципе редко видят обратную сторону. Хуже – часто родители не хотят её видеть. Например, затирают информацию о том, что некоторые TikTok-дома связаны с педофилическим лобби. Уже ведь были скандалы, помним. Да и сколько тех, кто зарабатывает миллионы, и сколько тех, кто не добивается ничего? Это гигантский развод, коему много лет: только раньше мечтали стать звёздами телевидения, а теперь – блогерами. На выходе потонуло в сотни раз больше, чем всплыло. Хотя помним, что обычно всплывает. Да и куда сунется несостоявшийся блогер?
Вряд ли можно глобально изменить это безумие. Запретить TikTok, рассказав, как это плохо. Но вот что мы точно можем сделать, так это привести образование в относительную норму. Вернуть авторитет педагога. Избавить детские сады и школы от бессмысленной бюрократии. И показать детям, что, в общем-то, есть и другие пути – не только кривляние перед камерой. Как это сделать? Ну, для начала в качестве ролевой модели позиционировать не Даню Милохина, а, к примеру, победителей международных олимпиад. И уж точно не видеть спасение в цифровизации, превращающей людей в жителей Острова дураков, описанного Николаем Носовым в «Незнайке на Луне». О да, с них так удобно стричь шерсть.
Те, кто выстраивает такой мир – пустой, цифровой, мёртвый, – прекрасно знают, что в решающей битве всё определят знания. Ради того, собственно, детей сызмальства приучают быть идиотами. Чтобы в нужный момент они покорно приняли свою участь, без всякого сопротивления. Эй, рабы, погремите своими цепями в TikTok!