Беседу вела Наталья Пелехацкая
Академическому хору русской песни радио «Орфей» в этом году исполняется 80 лет. Легендарный коллектив, созданный в 1945 году, стал эталоном того, как должна звучать русская народная песня. Юбилей – это повод не только вспомнить былое, но и подумать о будущем. О том, чем сегодня живет хор «ЛГ» поговорила с его художественным руководителем и главным дирижером Николаем АЗАРОВЫМ.

-Как будете праздновать 80-летие?
-Телерадиоцентр «Орфей» отмечает в этом году юбилей сразу трех коллективов, входящих в его состав. Это Академический большой концертный оркестр имени Силантьева, Академический оркестр русских народных инструментов имени Некрасова и Академический хор русской песни и. Все они были созданы в 1945 году. Мы практически на каждом концерте говорим о своем юбилее, но концертов, конкретно привязанных к этому событию, будет три. 29 апреля в Театре Эстрады в рамках фестиваля «Ровесники Победы», 4 ноября – в Концертном зале имени Чайковского и 16 ноября – в Филармонии 2. Вот эти три концерта мы и посвящаем нашему юбилею.
-Готовите разные программы?
-Да, на всех трех концертах будут разные программы. 29 апреля зрители увидят программу, которая максимально представит то разнообразие жанров и направлений, в которых работает наш коллектив. Это и традиционная народная музыка с песнями и танцами, и сочинения гражданско-патриотического направления. У концерта 4 ноября рабочее название «Академический хор русской песни радио «Орфей» и его друзья». У нас много друзей: с нами работают такие топовые солисты оперных театров, как Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Алексей Татаринцев, Алексей Тихомиров, Игорь Морозов, Николай Диденко. Пока не могу сказать точно, кто из них выступит, график у всех очень плотный. А 16 ноября мы повторим прошлогодний концерт, приуроченный к 95-летию Александры Николаевны Пахмутовой.
-Юбилей – повод поговорить о будущем. Какие перспективы развития вы видите для хорового искусства в России? Как привлечь к хоровой музыке молодежь?
-Перспектив я вижу немного. По разным причинам. Прежде всего, потому что сложно восстановить то, что практически не поддерживалось с начала 90-х годов по сей день.
Если обратиться к истории становления советского и российского хорового искусства, то достаточно вспомнить, что в 1944 году было образовано Московское хоровое училище, которое теперь носит ими Александра Васильевича Свешникова, Горьковское хоровое училище (1946) и Ленинградское хоровое училище (1945). Тогда было понимание того, что после войны хоровое искусство должно развиваться. То есть три училища были созданы именно в годы войны. Так был заложен базис того, чем страна будет жить многие-многие годы после войны.
Что такое хоровое училище, применительно к Московскому? По сути, это слепок с Синодального училища, которое существовало с середины ХIХ до революции и которое было восстановлено, но в другой, советской, реальности. Закон Божий там не преподавали, регентскому делу не обучали. Но работали педагоги, которые еще обучались в Синодальном училище. То есть традиции, которые уходят своими корнями в глубокое прошлое, были восстановлены в 1944-м.
Собственно, больше ничего фундаментального в хоровом деле с тех пор не происходило. Плюс в доперестроечные времена в стране было очень сильно распространено любительское хоровое пение. Было огромное количество самодеятельных хоровых коллективах в каждом дворце культуры, в каждом доме пионеров и так далее, из которых в конечном счёте вырастали такие коллективы, как Ансамбль песни и пляски им. В.С Локтева, как Большой детский хор Всесоюзного радио и телевидения и многие другие великолепные детские и взрослые коллективы. В те времена хоровая музыка постоянно звучала на телевидении и радио. Каждое утро каждого ребенка начиналось с хоровой музыки, которую пел Большой детский хор под управление В.С. Попова. С «Пионерской зорьки».
Ничего этого давным-давно нет. Но профессиональное хоровое искусство держится. И неплохо держится. Есть мирового уровня хоровые коллективы и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других регионах. Но какого-то дальнейшего развития, честно говоря, я не вижу. Чиновникам не объяснишь, зачем создавать и помогать хорам, развивать хоровое исполнительство в стране.
-Так действительно зачем?
-Как бы это банально не прозвучало, но, когда руководство страны говорит о национальной культуре, о корнях, о скрепах, самое время вспомнить о хоровом искусстве. Так как вся музыкальная культура, которая существует на территории нашей страны, выросла из духовной музыки, церковного пения, из народной песни, и существовала она в нашей стране вплоть XVII-XVIII века. Сотни лет не было ничего, кроме духовной музыки, и не было ничего, кроме народной песни. Потом появилась итальянская опера, которая уже к началу XX века благополучно превратилась в русскую оперу. Как и чуть раньше пришедший к нам из Европы балет стал русским балетом. Закончилось все балетами Чайковского и операми Мусоргского. Русская музыкальная культура «переварила» то, что пришло с Запада, и сделала это русским. Вот, собственно, и все.
-А как же создание Академии хорового искусства?
-Да, это последнее знаковое событие, которое принципиально изменило качество хорового дела в Москве как минимум. Это 1991 год, создание на базе Московского хорового училища Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Сейчас такие заведения называют «учебными заведениями, реализующими интегрированные образовательные программы». Попов называл иначе: «школа, училище, вуз под одной крышей». То есть человек, который приходит в 7 лет в хоровое училище, выходит в 23 года из Академии, и он уже готовый профессионал. Если посмотреть сейчас на составы наших лучших московских хоровых коллективов, то, как правило, их основой являются выпускники Академии хорового искусства.

- А что нужно сделать, чтобы привлечь к хоровой музыке внимание зрителя?
-Ответ банальный. -популяризация. Популяризировать нужно. Пиарить, как сейчас принято говорить.
-Как?
-Хороший вопрос. Все мы прекрасно понимаем, что для этого нужны большие деньги. Поэтому я и не вижу перспектив развития хорового искусства. Но, если этого не делать, то перспективы очень простые. Есть такая статистика (не ручаюсь за достоверность, но очень похоже на правду): на десять людей, находящихся в местах лишения свободы, в тюрьмах, девять занимались спортом, и один музыкой. Эта статистика говорит сама за себя. Если государство не намерено открывать новые музыкальные школы, оно должно быть готово открывать новые тюрьмы. Так что нужно возвращать в общеобразовательные школы уроки музыки, уроки пения. Скажу чуть иначе. Общее музыкальное образование для школьников должно стать обязательным. Наравне с математикой, географией, историей. Глядишь, лет через 15 молодежь подтянется.
-И пусть в школьных хорах поют даже те, кто не умеет петь?
-А это и не нужно. Тех, кто не умеет, научат специально обученные люди. Это не сложно. Важно другое. Мы когда-то сделали четыре или пять альбомов с записями Большого детского хора Гостелерадио. Так вот о чем были эти песни? О добре, о правильном отношении к маме и папе, к дружбе, к школе, к спорту, к природе, к Родине! Ко всему на свете. В них никакой пропаганды не было.
-Но сейчас для детей мало кто не пишет…
- Об этом и речь. За эти годы была утрачена и эта культура. Композиторы перестали писать для детей. Последний, кто этим еще занимается, - Александра Николаевна Пахмутова. Больше никто. Хотя, наверняка, кто-то пишет. Но, подозреваю, в стол. А вы, кстати, знаете, откуда появились детские песни? Не отдельные песни, а как сложившийся жанр? Когда Попов создал Большой детский хор, хор получил доступ на телевидение и радио. И, разумеется, песни, написанные великолепными композиторами для детей, оказались в эфире. Их услышали! И, знаете, даже сейчас, каждый год 1 сентября, если подойти к любой школе, вы услышите именно те самые песни. Другого не появилось.
-Как вы относитесь к участившимся в последнее время попыткам разных артистов работать в «русском стиле»?

-К сожалению, в связи с тем, что мы столкнулись с культурой отмены, возникло ошибочное впечатление, что пошел всплеск интереса к нашей традиционной культуре. Происходят на самом деле другие процессы. Происходят популистские попытки сделать себе карьеру, заработать денег на этом псевдопатриотизме и псевдорусской культуре. Русская песня очень сложная для работы. То есть если люди делают обработки, аранжировки, работают с этим материалом, пытаясь ставить какие-то жанровые эксперименты, то в народной песне те самые красные линии, за которые заступать нельзя, находятся очень близко к ее поверхности. Уничтожить народную песню очень легко, воплощая себя и свои фантазии в ней. К сожалению, всё больше «исполнителей» песен гражданско-патриотического жанра просто спекулируют на этой теме. Такие «артисты» - самый яркий показатель того, как люди используют политическое положение, ситуацию в нашей стране и хотят показать себя патриотами перед руководством разного уровня и перед теми людьми, которые действительно хранят и развивают наши национальные традиции. Я, по крайней мере, ничего приличного не слышал. И опять же, когда я смотрю на образование композиторов, которые писали, скажем, гражданско-патриотические песни до войны и после войны, то 99, 9 процентов этих композиторов заканчивали Консерватории в разных городах СССР. Это помимо таланта. А когда я смотрю биографии нынешних авторов, в лучшем случае у них за спиной музыкальное училище. Отсюда и качество этой псевдопатриотической музыки. Это есть и во псевдопатриотической литературе, и в псевдопатриотическом кинематографе.
-Как хору удается сохранять традиции и оставаться актуальным сегодня? Даже несмотря на укоренившуюся после 90-х пропаганду западной культуры в стране.
-Некорректное использование термина. Западная культура – это и Бах, и Моцарт, и Верди. Какой-то жёсткой пропаганды западной культуры я не видел. Разве что только в том, что касается кинематографа. А, скажем, популярные западные эстрадные песни были очень неплохие, если брать каких-то хороших итальянских композиторов, французских… Для любителей рока были какие-то свои ориентиры. Но как нам удается выживать? Да мы не выживаем, мы просто живем! У нас, есть чем жить. У нас несметное количество русских народных песен, у нас огромное количество гражданско-патриотического репертуара. Но опять же это все из нашего советского прошлого. К сожалению, ничего подобного в настоящее время не пишут. Может быть, я не очень прав. Может быть, пишут. Сложно сказать.
-И последний, едва ли не главный вопрос. В чем заключается миссия Академического хора русской песни радио «Орфей»?
-Не люблю слова «миссия». Смысл деятельности. Смысл – сохранение, преумножение, развитие традиционной русской культуры!