Вот стоишь ты на обочине, сердце колотится, и думаешь: «Ну почему я? Махнул палочкой именно мне, будто в толпе машин я какой-то особенный». Кажется, что инспектор выбрал тебя совершенно случайно. Но на самом деле это не просто прихоть. Как выяснил портал «АвтоВзгляд», у гаишников есть своя, негласная система примет. По ним они и вычисляют водителей, которые вызывают хоть малейшее подозрение.
Конечно, инспекторы любят повторять, что останавливают исключительно по делу — за нарушение или по ориентировке. В МВД уверяют, что никаких «палок» (планов по штрафам) давно нет, и гоняться за водителями ради галочки никто не заставляет.
Но жизнь, как обычно, вносит свои коррективы. Кроме отъявленных нарушителей, под раздачу нередко попадают и совершенно невинные люди. Просто потому, что инспектору что-то «показалось». Сами полицейские называют это интуицией и опытом. Многие из них считают себя хорошими психологами и подмечают мелочи, о которых вы сами можете не догадываться. Считывается всё: ваш взгляд, мимика, жесты, осанка и даже то, как вы отреагировали на их патрульную машину.
Если вы, завидев инспектора, начинаете старательно отводить глаза — это сразу бросается в глаза. Некоторые ошибочно полагают, что если не встретиться взглядом, то тебя проигнорируют. На деле выходит наоборот: если сотрудник на вас смотрит, а вы тут же потупили взор — значит, нервничаете и чего-то боитесь.
То же самое с солнцезащитными очками в пасмурный день — инспектор может решить, что вы прячете красные, похмельные глаза. Такой стереотип у них есть. И уж точно не стоит опускать солнцезащитный козырек, чтобы скрыть лицо. Многие водители верят, что это помогает остаться незамеченным, а на практике получают повышенное внимание. Некоторые гаишники даже шутят, что опущенный козырек — это как маячок для нарушителя. Так что прятать нервный взгляд бесполезно — вы только сильнее заинтересуете патрульных.
Инспектор, как хищник, чувствует страх. Многие водители сами выдают свое волнение: кто-то резко выпрямляется и уставится в дорогу, кто-то начинает судорожно оглядываться, делая вид, что ищет съезд.
Один из самых верных сигналов — это резкое, дерганое движение. Классика: водитель, заметив пост ДПС, лихорадочно тянется пристегнуть ремень. Становится ясно, что секунду назад он ехал непристегнутым. Опытный глаз инспектора считывает такие сцены мгновенно.
Вообще, любая суетливость, попытки что-то быстро спрятать в бардачке (телефон или радар-детектор) — для постового как красная тряпка. Бывалые водители советуют: увидел наряд ДПС — не дергайся, веди себя как обычно. Если уж ехал без ремня, то не хватайся за него в последний момент — может, и пронесет. А вот твои резкие движения точно привлекут ненужное внимание.
Не только поведение, но и ваш общий вид может насторожить инспектора. Например, если водитель за рулем выглядит измученным: зевает, трет глаза, щурится. Может, он просто не выспался, но для патруля это те же признаки, что и у нетрезвого водителя. Такого точно попросят «подуть в трубочку». Ну а если он и правда просто устал, то проверка его хоть немного взбодрит.
Другой пример — человек в помятой, неряшливой одежде за рулем дорогой иномарки. У инспектора в голове может сложиться диссонанс: «бомж за рулем Mercedes». И он уже думает, что водитель либо с бодуна, либо угонщик. Слишком молодой водитель тоже привлекает внимание — не взял ли он папину машину без спроса? А за рулем пожилая бабушка, которая едет очень неуверенно, — ее остановят скорее из благих побуждений, проверить, все ли в порядке.
Любые попытки выделиться с помощью тачки тоже вызывают вопросы. Нестандартные доработки — тонировка, громкий выхлоп, ксенон, долбящий сабвуфер — заставляют инспектора усомниться в адекватности водителя.
Грязный, до неузнаваемости заляпанный номерной знак — это стопроцентное привлечение внимания. Во-первых, это прямое нарушение (штраф или лишение прав). Во-вторых, опыт подсказывает, что угонщики часто пачкают номера и кузов, чтобы скрыть цвет и данные авто.
Разбитое стекло, оторванный бампер или болтающийся глушитель — не только опасно, но и подозрительно. Сильно битые машины часто расцениваются как потенциальные беглецы с места ДТП или угнанные для покатушек. Да и просто наличие неисправностей — законный повод остановиться и проверить документы.
Номера с красивой, «блатной» комбинацией или выполненные толстым шрифтом, с точки зрения многих инспекторов, выдают желание владельца выделиться и почувствовать себя выше закона. Считается, что такие водители часто ведут себя на дороге агрессивно и пренебрежительно.
И самое прозаичное основание для остановки — оперативная ориентировка. Вы наверняка замечали, когда ГИБДД массово проверяет все машины определенной марки и цвета. Классика — план «Перехват» после преступления или угона. В этом случае инспекторы останавливают каждое похожее авто. Если вас остановили и начинают тщательно проверять документы, скорее всего, ваша машина просто попала под описание. Здесь ничего личного — просто не повезло совпасть по приметам.
А теперь ложка меда. Есть категории водителей, к которым инспекторы пристают не так часто. Например, тихие семейные минивэны, в которых видно детское кресло, а в салоне сидят пожилые родственники. Такая картина обычно вызывает минимум подозрений — ни лихачества, ни криминала.
Служивые признаются, что машины с явными признаками большой семьи или корпоративные минивэны интересуют их меньше всего. Так что, если очень не хотите лишний раз общаться с ДПС, шутят водители, берите в поездку тещу и сажайте на заднее сиденье ребенка. Правда, сейчас это не всегда срабатывает — инспекция стала часто проводить рейды по проверке детских кресел. Так что и здесь расслабляться не стоит.
Ранее мы писали: Нож в бок вместо восточной неги: почему русских красавиц почти не было в гареме османских султанов
Фото: Freepik