Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 февраля 2025 г.
Телеведение

«Не нужно превращать Пушкина в ходячий монумент»

27 февраля 2025

Лидером российского кинопроката на этой неделе стал новый масштабный проект компаний «Централ Партнершип», «Кинослово» и «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» — музыкальная драма Феликса Умарова «Пророк. История Александра Пушкина». Сейчас этот байопик находится в эпицентре споров: кто-то с восторгом принял неожиданный, абсолютно неканонический образ поэта, кто-то предпочитает видеть на экране более традиционный. Ажиотаж вокруг «Пророка» заставляет задуматься: а каким Пушкин был раньше в нашем кино? С этим вопросом мы обратились к известному киноэксперту, главному редактору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.

— Мария, уже удалось посмотреть «Пророка»?

— Да, и радует, когда в российской киноиндустрии появляются такие нестандартные, смелые и зрелищные проекты. Конечно, к традиционным байопикам «Пророк. История Александра Пушкина» никакого отношения не имеет. Это хулиганский — в хорошем смысле — мюзикл, в котором автор «Евгения Онегина» залихватски читает рэп, боксирует и играет в теннис с Николаем I.

— Неожиданное решение!

— Конечно! Но хорошее кино всегда должно удивлять: мы спешим в кинотеатры не за привычными и набившими оскомину сюжетно-стилистическими формулами. «Пророк» в плане стилистики тоже невероятно смел. Авторы не ставили целью заниматься реконструкцией эпохи: они создавали собственную, альтернативную вселенную XIX века, поэтому в их трактовке великосветский прием выглядит как маскарадная феерия — с безумными танцами, канканом и конфетти.

— Судя по комментариям в интернете, такой подход некоторых зрителей здорово удивил…

— Когда фильм провоцирует на споры — это прекрасно! Я много читаю зрительских отзывов и вижу, что кого-то удивили не только канкан и теннис, но и отсутствие в фильме Арины Родионовны, например. Но, послушайте, традиционные версии мы видели уже много раз. «Пророк» же открывает дорогу экспериментам! Жанр мюзикла — не самый привычный для отечественной киноиндустрии, поэтому еще не все понимают, что он живет по своим законам. И один из них в том, что мюзикл не копирует действительность, а ее преображает. Он «работает» не с глубинной психологией персонажей, а с их масками — рельефными, яркими, врезающимися в память с первой секунды. И Феликс Умаров использует эту особенность на сто процентов, поэтому у него получился искрящийся, безбашенный проект! И кстати, актерам такой «масочный» подход не мешает: наоборот, их дарование раскрывается с неожиданной стороны. Поэтому могу сказать, что и великолепный Юра Борисов (Пушкин), и Сергей Гилев (Бенкендорф), и Аня Чиповская (Елизавета Воронцова) сыграли в «Пророке» одни из лучших своих ролей.

— Мне кажется, или одна из целей новаторства Умарова — сделать далекого кумира более близким?

— Вы правы. Никита Сергеевич Михалков говорил на премьере о том, что фильм поможет молодым людям полюбить творчество Александра Сергеевича, а его персона перестанет быть для них позолоченным монументом. Ведь «Пророк» снят на современном языке, понятном молодежи. И я вижу, что такой ход сработал: подростковая часть аудитории и зрители категории 20+ от картины в восторге!

— Мария, как бы то ни было, появление Пушкина на большом экране привычно…

— Да, это одна из тех личностей, которая всегда будет притягивать людей. Сколько книг о нем написано! Взять хоть гениальную пьесу Михаилу Булгакова «Последние дни» или книгу Юрия Тынянова «Пушкин» — я их обожаю. Если же говорить о кино, то первый фильм о поэте был снят более века назад — в 1910 году. Это пятиминутная «Жизнь и смерть Пушкина» Василия Гончарова, иллюстрировавшая всем известные факты: вот будущий поэт читает в лицее стихи Державину, вот вызывает на дуэль Дантеса и т.д. При этом с исторической достоверностью авторы обошлись весьма вольно, за что и были подняты на смех просвещенной публикой своего времени. Фильм 1927 года уже более серьезный — это «Поэт и царь» Владимира Гардина и Евгения Червякова. Он посвящен последним дням жизни Александра Сергеевича и концентрируется на взаимоотношениях творца с властью. Здесь уже в полную силу проявляются основные элементы канонического образа Пушкина, начиная с деталей костюма и заканчивая обязательным пером в руке, байроновским взглядом куда-то за горизонт. Правда, портретного сходства создателям добиться не удалось, поэтому злопыхателей у картины было предостаточно.

— Я помню черно-белый фильм о лицейских годах юного поэта…

— Скорее всего, вы говорите о фильме Абрама Народицкого «Юность поэта», снятого в 1937-м. Это очень хорошее кино, оцененное во всем мире: премьера состоялась на Всемирной выставке в Париже, где лента получила золотую медаль. Почему? Во-первых, это награда за внимательное отношение к эпохе (консультантами проекта были известные пушкинисты), во-вторых, за воссоздание атмосферы лицея — творческой и живой. И, конечно, за незабываемый образ юного Пушкина — дерзкого и веселого подростка, сыгранного Валентином Литовским. Это, мне кажется, один из лучших по достоверности образов поэта на экране.

— А если говорить о более современных версиях?

— Здесь надо сказать о двух разнонаправленных тенденциях. Довольно много проектов, где Пушкин появляется не как реальный персонаж, а как мифологема. Например, в картине Сергея Соловьева «Наследница по прямой» (1982) он превращается в героя девичьих грез и материализуется как обобщенный образ поэта. Понятно, что максимальная похожесть в таком варианте не нужна, поэтому знаменитые бакенбарды примерил Сергей Шакуров. А в знаменитом «Русском ковчеге» Александра Сокурова (2002) Пушкин вместе с Натали — гости Зимнего дворца и визуализированные представители наследников русского культурного кода. С другой стороны, интерес к поэту как к конкретной исторической личности не ослабевает. Невероятно притягательна в этом смысле анимационная трилогия Андрея Хржановского: «Я к вам лечу воспоминанием» (1977), «И с вами снова я» (1980), «Осень» (1982). В этих фильмах под музыку Альфреда Шнитке оживают рисунки Александра Пушкина. Но мы видим не просто красивый рисованный аттракцион: обрывки рукописей становятся для нас проводниками во внутренний мир поэта, а мы — свидетелями его творческого поиска.

— А что вы скажете о Пушкине, сыгранном Сергеем Безруковым?

— Он не первый из звездных актеров, которому досталась эта роль. Помимо Сергея Шакурова, о котором я уже говорила, на эту тропу вставали Петр Алейников (фильм «Глинка» Лео Арнштама, 1946) и Евгений Стычкин («День полнолуния» Карена Шахназарова, 1998). Но Безрукову пришлось труднее. Наталья Бондарчук, снимавшая драму «Пушкин. Последняя дуэль» (2006), требовала максимального приближения к реальному образу. Он играл не абстрактную мифологему, а живого человека, раздираемого сомнениями и противоречиями. При этом, конечно, важно было портретное и поведенческое сходство. И если первый вопрос решали гримеры, то все остальное легло на плечи Сергея. И должна сказать, что он справился: его герой легок, заразителен — и узнаваем. Что же касается самого фильма Натальи Бондарчук, то он, при всей своей наивности, пытается быть максимально корректным с фактами, что, безусловно, заслуживает уважения. Есть и еще один тип проектов: они используют реальных персонажей в качестве участников жанровых аттракционов. В данном случае могу назвать «18-14» Андреса Пуустусмаа (2007) — детектив в исторической оболочке, в котором юные лицеисты (в том числе Пущин, Данзас, Дельвиг, Кюхельбекер и Пушкин) ищут серийного маньяка-душегуба, убивающего молодых женщин.

— А какой подход ближе именно вам?

— Я всегда за поиск чего-то нового, потому что такие проекты двигают индустрию вперед. Могу сказать так: мне кажется, что Пушкин в кино может быть любым — метущейся личностью или повесой. Главное, чтобы он был на экране живым, а не превращаля в ходячий монумент.

Василий Скромников

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Не более чем сказка

    30.05.2025
  • Погружение в подвиг

    29.05.2025
  • Герои и предатели

    28.05.2025
  • Вирус Форбса

    24.05.2025
  • Кто нарисовал человечка?

    23.05.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS