В мае отмечается очередная годовщина основания Петром I Петербурга. И это – повод вспомнить об одной недавней истории, связанной с российским правителем.
Идея подарить Французской академии наук (она же Институт Франции) бюст российского императора родилась и воплотилась в лоне Петровских конгрессов, научно-практических мероприятий, посвящённых Петру I, проходящих обычно в Петербурге. Их главный устроитель – петербургский Фонд имени Д.С. Лихачёва.
Четыре года назад Петровский конгресс прошёл также и в Париже, к 300-летию визита сюда российского монарха. Тогда, в 1717 году, Пётр установил с Францией регулярные дипломатические отношения, ознакомился с её художественными и научными достижениями. Он посетил и Академию наук, в члены которой был избран – «единогласно и под аплодисменты» – уже будучи в Петербурге, в конце того же года. В 1721 году августейший член академии отослал в неё новую, сенсационную карту Каспийского моря, составленную по его заданию.
Мрамор из Каррары
В течение веков интерьер парижской академии украшался скульптурными портретами её знаменитых членов – на сей день их более двухсот. В 2017 году к нему прибавился мраморный бюст Петра. Идею поставить бюст Петра Великого в знаменитом академическом здании на набережной Сены с энтузиазмом приняли французы. За прототип избрали анонимный портрет из коллекции музея-заповедника «Петергоф», который, в свою очередь, восходит к знаменитому Медному всаднику в Петербурге. Его прославленный автор, Фальконе, гениально исполнив общую композицию, не справлялся с ликом царя, который в итоге блестяще изваяла ученица скульптора МариАнн Колло. С помощью современных компьютерных технологий по формам петергофского бюста вырезали новый, ставший теперь парижским. И уже тут не обошлось без Италии – для нового бюста взяли добрый кусок мрамора из Каррары.
Назову имена причастных к установке бюста Петра Великого: идея принадлежала послу РФ во Франции Александру Орлову; поддержку осуществляло руководство Французской академии в лице Элен Каррер д’Анкос, Катрин Брешиньяк и Габриэль де Бройль; директор Петергофского музея Елена Кальницкая предоставила для копирования музейный экспонат и курировала его копирование. Олег Лейкинд, замдиректора Фонда имени Д.С. Лихачёва, координировал проект, а потом «сопровождал» мраморного Петра в его двухдневном путешествии из Каррары в Париж. Копию бюста изготовили по методике инженера Вадима Парфёнова, разработчика новейшей технологии репродуцирования скульптур из камня.
Вторая копия петергофской скульптуры
На этом официальная и известная общественности история трёх глав (петербургской, петергофской и парижской) заканчивается. Пришла пора – впервые – рассказать о главе четвёртой, миланской. Ещё один бюст Петра I водружён на почётном месте, в парадном салоне Генерального консульства РФ в Милане. Но без каких-либо пояснительных надписей. И одной фразой разъяснить этот артефакт невозможно.
Обозревая в Милане грозное и нервное чело монарха, нельзя не заметить, что оно пересечено какой-то странной чёрной линией, похожей на окаменевший тик. Бороздя правую щёку, линия контрастно выделяется на белоснежном мраморе. Таков сам каррарский мрамор: иногда, весьма редко, в нём проходят такие чёрные жилы, изначально невидные.
Глава каррарской мастерской Ники Джусти оказался опытным копиистом: когда первый каменный лик неожиданно оказался «меченым», итальянский мастер взял для парижского бюста другой блок мрамора, предусмотрительно им заготовленный. Так получились две копии петергофской скульптуры.
Когда решалась судьба забракованного варианта, красивую идею предложила Елена Кальницкая – передать его в российское Генеральное консульство в Милане: оно с удовольствием приняло бюст в свои стены. Операцией по его перевозке занимался прежний генеральный консул Александр Нуризаде, большой друг Петергофского музея.
В Европе бюсты и статуи Петра I находятся в разных странах – в Бельгии, Англии, Голландии, Чехии, Латвии, Эстонии, Франции. Теперь в этот список следует добавить Италию.
Михаил Талалай, Милан