Предпринимателей часто называют визионерами – людьми, способными предчувствовать тренды и воплощать идеи в жизнь. О том, как строить бизнес в сегодняшней сложной ситуации, развивать социальный капитал и поддерживать внутренний баланс мы говорим с основателем международного агентства недвижимости Whitewill, автором двух книг-бестселлеров Олегом Торбосовым.
– Олег, ты родом из простой семьи из маленького города Озерск Челябинской области. Если взять жизнь Олега в Озерске за условную точку А, а жизнь успешного предпринимателя, который сидит сейчас передо мной, за условную точку Б, какие события привели тебя из точки А в точку Б?
– Это были скорее «пинки» от жизни. Первый я получил, когда из Озерска перебрался в Питер. Это было незапланированное решение. Я закрыл вход в клуб, в котором работал, нескольким ребятам, а они потом разбили мою машину, в ту же ночь ограбили мою квартиру и пообещали физически со мной расправиться. Поэтому за два дня собрался и уехал в Питер. Это был первый такой переломный момент. Я оказался как будто в холодной ледяной воде – в новом городе, без друзей, без денег и без особого понимания, что делать дальше. Пошёл работать официантом, а уже позже открыл свой первый небольшой бизнес – дизайн-студию. Второй переломный момент связан с переездом в Москву. Тогда я одновременно решил запустить пять-семь компаний, взвалил на себя слишком много обязательств, из-за чего сломался. Потом сделал шаг назад, успокоился, отказался от части проектов и с тех пор не гонюсь за количеством компаний.
– В своих книгах ты часто описываешь отношение к бизнесу, как к игре, а ведь бизнес предполагает высокий уровень ответственности – перед клиентами, партнёрами, командой.
– Над лёгкостью, как и над счастьем, нужно работать. Это целая стратегия: сохранить чувство игры в жизни. Даже когда мы говорим о серьёзных клиентах, дядьках на дорогих машинах с охраной, надо понимать, что все они тоже играют: в этот антураж, в свой статус, в выбор каких-то эксклюзивных объектов. Все игроки. Поэтому знакомое нам с детства состояние игры я хочу сохранить и в своей компании, и в жизни. Например, если ты знаешь счёт футбольного матча до того, как начал его смотреть, пропадает интрига, сложно сохранить непринуждённость и болеть за тех, кто точно проиграет или за тех, кто точно выиграет. Поэтому я снизил свой горизонт планирования, у меня нет планов не то, что на пять лет, а даже на год. Это добавляет в жизнь определённую магию.
Что касается счастья, это для меня такой коктейль из умиротворения, удовольствия от вкусной еды, красивых людей, от интересных городов и каких-то приключений, хобби. Когда при этом меня ничего не тревожит внутри, я в гармонии с собой, в балансе.
– Ты как-то специально поддерживаешь этот баланс? Например, знаю, что ты полностью отказался от алкоголя.
– У меня появилось новое гедонистическое удовольствие – дегустировать безалкогольное вино в разных странах мира. При этом мой разум всегда остаётся в здравии, мои нейроны не умирают, я не изнашиваю свой организм так быстро, как это происходит при использовании внешних токсинов. Я был любителем алкоголя и дружил с ним, но потом попробовал жить без него, и на разнице этих состояний принял решение, что мы больше не друзья. У меня, кстати, и друзей, которые выпивают, нет. На основе общих ценностей формируется качественное общение. Ещё я не читаю новостные каналы. Если есть какая-то суперважная новость, она и так попадёт ко мне. В моём телефоне нет всплывающих уведомлений от приложений и банков, нет звонков, которые я должен принять немедленно. Есть несколько номеров, повторный звонок с которых обходит режим «не беспокоить» и попадает ко мне. Это упрощает мою жизнь. Нет непрочитанных писем и сообщений в мессенджерах, соответственно, нет накопленного гнетущего объёма незавершённой коммуникации.
– Ситуация с текущей нестабильностью, в том числе финансовой, как-то сказалась на вашей компании?
– Я работаю в сфере, в которой паника в головах у людей приводит к тому, что они снимают деньги в банках и покупают квартиры. И если этого не происходит в Москве, то происходит в Дубае. Плюс, у нас есть офис в Лондоне, то есть бизнес достаточно диверсифицирован. Это разумно – иметь несколько независимых источников дохода. Я, в принципе, и на доходы от продажи моих книг мог бы жить. Работаю без издательства, поэтому у меня хорошие авторские дивиденды, плюс, периодически даю выступления и провожу семинары. Это тоже приносит деньги.
– Поскольку ты сам читаешь лекции, расскажи, что думаешь по поводу сегодняшней системы образования.
– Если не брать в расчёт медицину и какие-то сложные инженерно-технические специальности, то надо понимать, что сегодня, пока ты несколько лет учишься и получаешь знания, они обесцениваются. Поэтому ценность образования для меня главным образом в окружении, в людях, в решении вызовов, которые возникают в процессе обучения, в развитии стрессоустойчивости. Это больше про soft skills. Сейчас вообще вся мировая риторика по HR и self-development состоит в том, что всё-таки soft skills превалирует над hard skills. В любых обстоятельствах лучше сохранить собственную целостность и оставаться приятным, нетоксичным человеком.
– Социальный капитал – это сейчас один из основных активов предпринимателя?
– Новая валюта, открывающая двери в мир, недоступный, тем у кого социальный капитал не так развит. Надо быть интересным человеком, иметь свою риторику и позицию, у которой будут последователи. Социальный капитал – это же не аморфное что-то, это количество твоих подписчиков в соцсетях, лайков, реакций, объём интереса к тебе.
Недавно я летал в Майами – изучать новый для нас рынок недвижимости. Как собирает команду предприниматель, у которого нет социального капитала? Он идёт в HR-агентство, размещает объявление о поиске сотрудников, платит за это деньги. Как действует предприниматель, у которого есть социальный капитал? Организовывает встречу с подписчиками, говорит на ней, что ищет брокеров в свою компанию и с одного такого мероприятия собирает стартовую команду. Вот пример того, как я монетизировал и превратил социальный капитал в физическую историю. Практически в любом городе, куда бы я ни приехал, у меня есть союзники, это ещё одна сторона социального капитала. Например, в Сеуле я забыл в такси чемодан, уже прошёл таможню, паспортный контроль, и только потом понял, что в багажнике такси, которое я поймал на улице, остался чемодан со всеми вещами. Я записал сторис в Инстаграм (Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ – прим. ред.), и среди моих подписчиков нашёлся парень, который поехал в отель, попросил посмотреть внешние камеры, нашёл бортовой номер такси, забрал мой чемодан и отправил мне его в Москву. Это и есть сила малых связей – когда совершенно незнакомые люди, живущие по всему миру, вдруг становятся твоими союзниками.
– Ты следишь за конкурентами? Веришь в предназначение, высшую силу?
– Нет, я не подписан ни на одного конкурента, это позволяет мне сохранить чистоту сознания. Мы сравниваем себя исключительно с самими собой.
Я есть причина всего того, что со мной происходит, результат собственных выборов или не выборов. Я не перекладываю ответственность за свою жизнь на других людей, тайных покровителей или какие-то внешние силы. Есть люди, которые считают, что им кто-то что-то предначертал, и я в этом смысле с уважением отношусь к любой реальности. Если тебе так помогают какие-то верховные существа, фэн-шуй, религия, и прочее, и я вижу перед собой счастливого здорового человека, который находится в гармонии с миром, я с большим уважением к этому отнесусь. Но если человек начинает говорить: «Ты не так живешь, ты не в тех богов веришь», я думаю: «Ой, если твоя философия создаёт такое состояние, зачем мне такая философия? Верь в своих богов, но, пожалуйста, не трогай моих…».
– Удача – это исключительное везение или это награда за смелость, трудолюбие?
– Это награда за количество попыток. «Всё что ни делается – к лучшему» – это мой жизненный девиз. Всегда, в любой сложной ситуации можно найти какие-то положительные вещи. Есть такой замечательный фильм «Поллианна», в котором главная героиня во всём искала плюсы. Когда её спросили, что хорошего в том, что на день рождения ей подарили костыли, она ответила: «То, что они мне не нужны!». Я тоже стараюсь быть таким позитивным парнем, который с искрой в глазах во всём ищет хорошие, классные моменты.
Беседу вела, Диана Дельмухаметова