Не осуди меня, мудрейший муж,
за скудность мысли, низменность стремлений:
на перекрёстке мёртвых поколений,
недюжий, взяться не сумел за гуж.
Не осуди за немоту, смельчак,
тогда не воспою Богоявленье –
не трусость это, это мета лени,
как лилия на чистоте плеча.
И женщина, которая нашла
со мной уютный кров среди ненастья,
не осуди за невозможность счастья –
меня судьба и этим обошла.
Ни друг, ни враг меня не осуди –
за все грехи уже пришла расплата:
мне дом любой – больничная палата
и санитарка рядом не сидит.
(«Последнее слово»)
Трагичность мироощущения поэта верно почувствовал его товарищ Олег Радзинский: «Стихи Александра Лебедева на протяжении более чем тридцати лет отличаются абсолютным тематическим постоянством: это предчувствие беды, её неизбежность...» О многослойной смысловой поэтической ткани произведений Лебедева очень точно написал Евгений Рейн: «Стихи Александра Лебедева ещё раз подтверждают не новую мысль о том, что главное в стихах – не содержание, а содержательность, и она у него глубока...»
Лебедев – поэт-традиционалист, однако книга настолько интонационно разнообразна, что возникает ощущение соединения различных творческих методов в единое гармоничное целое. Трагизм сочетается с самоиронией, весёлый кураж – с разочарованием.
То ли старость стоит
на пороге берлоги,
где хотел ты залечь,
ожидая февраль...
Из возможных холмов
ты не выбрал пологий,
а из чаш всевозможных
ты выбрал Грааль.
От такой пронзительно печальной ноты, кажется, так далеко до ироничной, но вот – пожалуйста:
Не то чтобы силы безмерны, –
из песни не выкинешь слов:
я выпил четыре цистерны,
я выслушал стадо ослов.
(«На сорокалетие моего пития водки»)
Книга разнопланова и тематически, возможно, потому, что туда вошли стихи с 1976 по 2013 год. От шутливых обращений к друзьям до философских размышлений о смысле существования, о любви, зыбкости и о быстротечности всего существующего. Одна из опор, спасающая человека в этом хаосе, – поэзия. Подтверждение тому – книга Александра Лебедева «Доизбранное».