Определение, адресованное Александром Бенуа педагогам, вводящим человека в мир изобразительного искусства, автор сценария и ведущая вечера Елена Бехтиева распространила на национальную художественную галерею и на искусствоведческий журнал, объединённые просветительской миссией, которую взяли на себя их основатели.
Дань памяти основателю галереи – такая же неотъемлемая часть традиционного ежегодного вечера, как и церемония награждения лауреатов премии им. П.М. Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству», учреждённой фондом в 2006 году.
Лауреатами 2013 года стали Ирина Анатольевна Вакар, научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века, проработавшая в галерее более сорока лет, и Марина Валерьевна Астафьева, которая только в отделе рукописей трудится уже полвека. И, как всегда, одна награда – музейщикам российских регионов. В этом году таким лауреатом стала Марина Владимировна Агеева, четверть века возглавляющая Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Есть у фонда и ещё одно любимое детище – возрождённый журнал, аналогов которому в океане современной прессы не так уж много отыщется. Журнал «Русское искусство» в 1923 году начал выпускать издатель Соломон Абрамов, собравший в редакции выдающихся деятелей отечественной культуры. В журнале публиковались Александр Бенуа и Игорь Грабарь, Павел Муратов и Абрам Эфрос, Осип Мандельштам и Евгений Замятин. Был среди авторов и Юлиан Анисимов – поэт-переводчик, символист, хранитель Третьяковской галереи. Они свято верили в то, что «русское искусство со всем его великим прошлым и мятущимся настоящим должно наконец по праву занять достойное его место среди мировой художественной культуры». Об этом мечтал и П.М. Третьяков, утверждавший, что «русская школа не последнею будет».
Идея возрождения издания принадлежала старшему научному сотруднику Института искусствознания Ольге Костиной, которая ещё в студенческие годы мечтала принять участие в создании журнала, сравнимого по масштабам задач с «Русским искусством». Основатели Благотворительного фонда им. П.М. Третьякова Елена и Виктор Бехтиевы поддержали идею ещё на старте, а когда в 2009 году издательство «Эдипресс-Конлига» не смогло продолжить выпуск журнала по причине его убыточности, приняли эту нелёгкую эстафету. Другом редакции и автором журнала, включённого в «Золотой фонд прессы», стала и дочь первого издателя – Людмила Ишунина.
Интерес к русскому искусству за рубежом продолжает расти, и журнал, не ограничившись активным участием в перекрёстных годах культуры России и Франции, Италии и Германии, стремится расширить своё присутствие в международном медиапространстве.
Игорь ЮРГЕНС, профессор Высшей школы экономики, член Президентского совета по содействию и развитию институтов гражданского общества и правам человека:
– В журнале меня сразу привлекли эталонный, чистейший русский язык и глубочайший профессионализм авторов, основанный на глубоком знании предмета. Это продуманное расширение ареала русской культуры и русского языка. 60 зарубежных представительств Россотрудничества – ведущей организации по зарубежным культурным связям – будут распространять журнал в странах пребывания. А Метпрополитен-музей разместит на своём сайте всю подборку журнала и будет постоянно её пополнять.
С первого номера «Русскому искусству» протянула верную руку информационной поддержки «Литературная газета».
Юрий ПОЛЯКОВ, главный редактор «ЛГ», член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ:
– У «Русского искусства» и нашей газеты много общего. Тогда, в 20-х, и выход журнала, и возобновление издания «ЛГ», что отсылало явно к пушкинской традиции, давали понять всем думающим людям, что времена сбрасывания с парохода современности «балласта» в виде Толстого и Достоевского закончились. И сейчас журнал на художественном поприще, а газета на литературном делают примерно одно и то же: стараются отразить все явления и течения, вспомнить все значимые фигуры нашей культуры, не вычёркивая, как это многие делают, крупнейших деятелей советского периода. Когда читаю журнал, вижу это совпадение во взглядах, уважение к художникам независимо от их творческой или политической направленности. Хочу пожелать журналу в его втором возрождённом десятилетии не сдавать завоёванных позиций, чтобы его номера были в каждой библиотеке, в каждом управлении культуры. Сколь многое изменилось бы в стране, если бы чиновники начинали свой день с чтения именно таких изданий.
Журналам такой высокой, можно сказать, аристократической пробы сегодня существовать очень непросто. Ещё сложнее сделать журнал, авторами которого являются в основном профессиональные искусствоведы, интересным и доступным для обычного, пусть и «продвинутого», как теперь любят выражаться, читателя. Главный редактор журнала Ольга Костина призналась, что нелегко держать баланс между академизмом и увлекательностью формы, сойти с пьедестала академизма и писать статьи в духе просветительства не каждому автору дано.