В Санкт-Петербурге в Музее современного искусства «Эрарта» прошла III Независимая книжная ярмарка. Там не было привычной толкотни огромных книжных ярмарок, зато можно было найти хорошие книги по человеческим, а не монструозным ценам, плюс драгоценное в наше время живое общение.
Книги по философии, истории, культуре, искусству, мемуары, современная интеллектуальная художественная литература… Что же касается самих издателей «не чтива, но книги», то для них самым главным стала возможность продавать книги непосредственно своей целевой аудитории и общаться с читателями напрямую.
Пятнадцать лет держится на плаву в неприветливом для маленьких издательств книжном море издательство «Красный матрос» в лице Михаила Сапего – именно он начал первым издавать «митьковскую литературу».
– Издателей интересных, но малотиражных книжек затирают в книжных супермаркетах, задвигают книги подальше корешками в дальнем углу, не давая возможности нормально позиционировать их в книжной сети. Зато здесь, на ярмарке, я себя чувствую равным среди равных и вижу, насколько книги востребованы, – считает Михаил.
Директор издательства «Алетейя» Игорь Савкин подтверждает, что интеллектуальной книге трудно попасть в книготорговые сети.
– Самой большой проблемой для небольших издательств, специализирующихся на скромных тиражах хорошей исторической, мемуарной, научной и художественной литературы, остаётся дистрибуция, – говорит он. – К сожалению, обещания властей по поводу того, что помещения, которые будут освобождаться после закрытия игорных клубов, отдадут под книжные магазины, остались обещаниями. Ухудшаются условия работы независимых книгораспространителей, издательства, подобные нашему, имеют ограниченный доступ в книготорговые сети.
Игорь Савкин считает, что на небольших независимых книжных ярмарках, где удачно сочетаются книжная торговля, презентации книг и издательств, кинопоказы, выставки и выступления литераторов, прежде всего ценна возможность общения. Поскольку «принятые на испытательный срок в крупную книготорговую сеть мальчики и девочки нередко сами читают мало, ассортимента не знают, целиком полагаясь на компьютерный навигатор в магазине, исчезли продавцы с библиографическим багажом знаний». А ведь когда-то опытные, работавшие десятилетиями продавцы Ленинградского дома книги могли посоветовать книгу, обсудить новинку, многие были знакомы с современниками – поэтами и писателями, и те охотно дарили им книги со своими автографами. Магазин был не только торговым предприятием, ориентированным на получение максимальной прибыли, но и клубом для единомышленников, воплощал объединяющее начало. Сейчас же неоправданно высокие наценки на книги и игнорирование государством этой проблемы разобщает страну – если книга стоит на Дальнем Востоке в три раза дороже, чем в европейской части России, то о какой консолидации людей и доступности печатного слова может идти речь…