Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 мая 2025 г.
  4. № 20 (6984) (21.05.2025)
Литература Библиосфера

Не путеводитель

22 мая 2025

Андрей Бусыгин 

Аркадий Ипполитов. Последняя книга. Не только Италия. – М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2025. – 320 с. – (Сер. «Образы Италии ХХI века»).

Когда книга называется «Последняя книга», а предисловие к ней начинается со слов «На его могильной плите лежит мраморный том Марселя Пруста…» – это сразу настраивает на печальный лад. Сразу понятно, что это издание – посмертное. Действительно, рано, слишком рано ушёл из жизни Аркадий Викторович Ипполитов (1958–2023) – писатель, музейный работник (43 года проработал в Государственном Эрмитаже), искусствовед, интеллектуал, эрудит. Его книги об Италии и искусстве этой страны, изданные ранее, поистине зачаровывают («Просто Рим», «Особенно Ломбардия», «Только Венеция»).

И вот – «Последняя книга. Не только Италия». Основное содержание – главы незаконченной книги, а также некоторые статьи, публиковавшиеся ранее: о музеях Ватикана, о Венеции, о Врубеле. Прекрасное предисловие друга автора – Сергея Николаевича, а в заключение – диалог того же журналиста Николаевича с Зельфирой Трегуловой, с которой Ипполитов тесно сотрудничал, готовя выставку «Ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» в Нижнем Новгороде.

Читаешь блестящие эссе – и нет печали, а есть восхищение и радость общения с автором! Именно общения, так как он имеет «счастливый талант / Без принужденья в разговоре / Коснуться до всего слегка» – между делом вспомнить основоположника дендизма Джорджа Браммеля, немецкого скульптора, любимца Гитлера Арно Бреккера, режиссёра Луиса Бунюэля с его фильмом «Млечный Путь», а то и «авангардную оторву» Лилю Брик, танцовщицу Лои Фуллер и многих и многих других, так как он «смотрит» на четырнадцатый или пятнадцатый век, имея знания обо всём пути, который прошло искусство мира до начала двадцатых годов текущего века! Аркадий Ипполитов смело высказывает своё мнение о многих исторических фигурах, и это мнение весьма непривычно! Например, о Джордано Бруно, который «так всех достал, что все сочли за лучшее его сжечь, ибо сил выносить его свары не было». Или о Томмазо Кампанелле, который «вообще великий комбинатор итальянского Чинквеченто».

Как прекрасно пишет Ипполитов об Италии! Не могу удержаться и процитирую ещё, на этот раз об Италии и Франции: «Ампир, официальный стиль наполеоновской империи, – стиль победителей, но заимствованный у побеждённого и ограбленного Наполеоном Рима. Ампирный француз чувствовал себя в Италии свободно и непринуждённо, прямо как червь в яблоке». Не правда ли, и точно, и остроумно! Специалисты упрекали Аркадия Ипполитова за некоторые неточности, которые допущены им в ранее опубликованных книгах. Но он же не путеводители писал! Почитав его книги, хочется узнать больше о том, о чём он пишет! И пишет (увы, писал…) блистательно!


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Андрей Бусыгин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Право на счастье

    22.05.2025
  • С землёй храня навеки связь

    16.05.2025
  • Истовая преданность стиху

    16.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    16.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS