Идя в ногу со временем, мы становимся другими. Эту мысль я нашёл у известного китайского писателя Мо Яня. «В 50-е годы люди были достаточно чисты, в 60-е – абсолютно фанатичны, в 70-е довольно малодушны... а в 90-е стали крайне злобными и порочными». Так он характеризует китайское общество в романе «Устал рождаться и умирать».
Вверх по социальной лестнице
Именно эту книгу я захватил с собой, чтобы скрасить дальний перелёт до Шанхая. В Поднебесной мне доводилось бывать не единожды. В самом начале 90-х участвовал в переговорах с китайскими партнёрами, на корню скупавшими металлолом и лес, КамАЗы и самолёты. Видел огромные рынки в провинции Хейлундзян, зарождавшийся на месте бывшей деревни ультрасовременный город Суйфуньхе, бродил по площади Тяньаньмынь, таинственным кварталам «запретного города», где казалось, вот-вот выйдет тебе навстречу какой-нибудь чиновник времён Конфуция.
Когда четыре года назад наш вуз устанавливал контакты с политехническим университетом в провинции Сиань, резанули слух ироничные слова одного из проректоров: «Мы побывали в нескольких университетах России. Везде принимали очень хорошо: показывали достопримечательности, устраивали обильные застолья, произносили тосты о сотрудничестве, а вот его-то, как в былые, советские времена и нет. Только ваш университет и откликнулся на приглашение приехать».
Время всё расставляет по своим местам. Отношения между нашими странами заметно потеплели, завязываются новые деловые контакты. Очередное приглашение поступило от Технологического университета Нингбо, что в провинции Чженцян. Китайская сторона любезно согласилась взять на себя расходы по пребыванию, весьма оперативно рассмотрев и согласовав проект договора о сотрудничестве.
Расстояние от Шанхая, куда прилетаешь рейсом Аэрофлота, до провинциального города Нингбо немалое, но по отличной скоростной платной автотрассе мы его преодолели за три часа. Как и Пекин, Нингбо – город контрастов. Суперсовременные здания офисов, гостиниц и банков вперемешку с маленькими лавочками и харчевнями, напряжённое дорожное движение и, конечно, смог. По китайским меркам Нингбо – город средний, с населением около 7 млн. человек, в 15 вузах – более 150 тысяч студентов и аспирантов. В Технологическом университете, не самом большом в стране, обучается 14 тысяч студентов.
Поступить в Китае в высшее учебное заведение считается огромной удачей. Конкуренция очень высокая, но процедура поступления максимально упрощена. Сдав национальный экзамен (вроде нашего ЕГЭ), абитуриент имеет право направить документы в три вуза. Отношение к учёбе исключительно ответственное, о пропусках занятий по неуважительной причине просто не может идти речи. Дисциплина практически как в военном училище. Китайский студент все силы приложит для получения заветного диплома. Это для него не просто «корочка» о высшем образовании, а уверенный шаг вверх по социальной лестнице.
Система оценок здесь иная, чем у нас. Максимально это 100 балов, что равно пяти баллам в России. Основная форма промежуточного контроля знаний – тестирование, но очень много занятий проводится в мини-группах. Такие коллоквиумы и семинары приучают работать в команде, совместно находить оптимальное решение. В совершенствовании системы управления учебным процессом, оптимизации её элементов участвуют и студенты. В результате выпускники помимо знаний получают и определённые навыки руководителя.
Студенты платят за обучение и проживание. Общая сумма невелика: в год 8150 юаней. Есть дотации на питание: обед для них стоит чуть больше шести юаней, что составляет один доллар. В общежитии запрещено готовить пищу, пользоваться микроволновками, электрочайниками и т.п. Да и живут студенты в спартанских условиях. В комнатах площадью 20–22 квадратных метра проживают по 6 человек, спят на двухъярусных кроватях и считают это за счастье. Зато условия для учёбы просто отличные: аудитории, лаборатории оснащены хорошим современным оборудованием. На территории кампуса расположен стадион, есть спортивные залы и фитнес-центр. В последние годы увеличено количество учебных часов для занятий физической культурой.
ВУЗ и НИИ «в одном флаконе»
Зарплата профессора составляет 24 тысячи долларов в год, а доцента – 22 тысячи. Это без учёта доплат за участие в научных проектах под эгидой университета. К слову, такая «коммерческая» активность только приветствуется администрацией вуза. Студенты тоже могут подрабатывать.
Вуз помимо основной учебно-педагогической функции играет роль отраслевого НИИ, обслуживающего предприятия транспортной отрасли провинции. Например, специалисты Технологического университета Нингбо обслуживают всю логистику морского торгового порта Бейлунь, откуда идут железнодорожные ветки на Ханчжоу и Шанхай, разрабатывают программные продукты, совершенствуют систему управления. Понадобилась городским властям более эффективная система управления дорожным движением – университет её разработал и постоянно совершенствует. В одной из лабораторий за её функционированием можно наблюдать онлайн. В вузе есть 16 исследовательских лабораторий, работающих над 12 проектами национального уровня и 29 по заданию провинциальных властей. Результаты исследований – основа научных публикаций. В ушедшем году это 461 статья в академических журналах, 15 серьёзных монографий.
Сейчас в университете успешно готовят строителей мостов и дорог, инженеров по логистике морских и автомобильных перевозок и других специалистов, которые весьма востребованы в Китае. С 2017 года планируется начать подготовку специалистов для гражданской авиации, в провинции быстрыми темпами идёт развитие двух аэропортов. Неслучайно и нас позвали в гости – китайцы, как губка, впитывают мировой опыт, совершенствуя его.
Когда я осматривал кампус вуза, то позавидовал своему китайскому коллеге. На охраняемой территории сосредоточена вся инфраструктура: учебные корпуса, общежития, спортивные сооружения, огромный комбинат питания и даже отдельная улица, где расположены магазины, кафе, салоны связи. Эти малые предприятия создаются и управляются студентами – экономистами и маркетологами. Вуз выделяет помещение, оплачивает накладные расходы и засчитывает такой бизнес в качестве производственной практики! Если студенческое предприятие начинает приносить стабильную прибыль, администрация вуза договаривается с городом о его выведении за территорию университета в «свободное плавание».
В Нингбо зарегистрировано более 160 тысяч малых частных предприятий, толчок для появления коих дала в своё время свободная экономическая зона Шанхая. Здесь интенсивно развивается мультимодальный транспортный морской узел. Порт Бейлунь уже сейчас по объёму перевалки грузов входит в десятку крупнейших мировых морских торговых портов. А для новой свободной экономической зоны научные работники Технологического университета Нингбо создают модель развития, ориентированную на логистику перевозок. Для этого здесь недавно создан филиал университета.
Задача амбициозная (поделился планами директор департамента развития администрации Нингбо Цай Цземинь) – объединить свободные экономические зоны Шанхая и Нингбо и обойти по экономическим показателям Сингапур. Для развития инфраструктуры потребуются государственные и частные инвестиции. И они есть, а от иностранных инвесторов требуются современные технологии. Разумеется, это требует дополнительного количества квалифицированных специалистов.
Следующий мой визит был непосредственно в администрацию свободной экономической зоны в городе Сяншань, который расположен в 140 километрах от Нингбо, на побережье Восточно-Китайского моря. Она создана совсем недавно, в феврале 2014 года. Построено только несколько административных зданий, большой универмаг, где беспошлинно торгуют импортными товарами. Потенциальные инвесторы готовы возводить здесь заводы и необходимую инфраструктуру. Намечено строительство новых дорог, вертолётных площадок, причалов для гидросамолётов, жилья и объектов социальной сферы.
Проекты и прожекты
Из своих поездок по Китаю и общения с вузовской интеллигенцией и студентами я вынес следующее. В Китае упор сделан на качественную подготовку специалистов, бережное отношение к управленческим кадрам. После перенесённого социально-экономического урагана в виде культурной революции там уже вряд ли когда-нибудь будут устраивать бессмысленные люстрации. Ректор, Лю Джинда, например, бывший кадровый работник КПК. Инженер-строитель, в своё время руководивший строительством нескольких мостов, в том числе вантового, протяжённостью 36 километров, через залив Ханчжоувай. Немало бывших партийных работников среди преподавателей вуза.
Но всё же «погоду» в современном китайском обществе всё активнее начинает делать молодёжь! Ещё в Сианьском политехническом университете я встречался с молодыми преподавателями, которые прошли стажировку в Европе. Это было одним из элементов системы мероприятий по подготовке КНР к вступлению в ВТО. Молодые люди во время таких стажировок изучали не только правовые и социально-экономические вопросы, но и активно адаптировались к условиям работы в Германии, Франции, Бельгии, а затем вернулись в отечественные высшие учебные заведения и стали там преподавателями. Они упорно «грызут гранит науки», следят за всем, что происходит в мире. Это весьма эрудированные, энергичные и целеустремлённые люди, имеющие свою точку зрения. К слову, недавние события в Гонконге молодые научные сотрудники, с которыми мне удалось поговорить в Нингбо, считают результатом действий заокеанских эмиссаров: революцию «жёлтых зонтиков» пытаются навязать извне.
Во время поездки от доцента Ванг Бо, прекрасно владеющего русским языком, я без проволочек, по электронной почте, получил официальный документ о том, что Подкомиссией по научно-техническому сотрудничеству при Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств КНР и РФ был утверждён ряд новых совместных проектов в научно-технической области на 2015–2016 годы. Наш университет, единственный из транспортных вузов России, получил грант на проведение исследования по теме «Мониторинг производственной деятельности авиакомпании для создания системы качества». Это была отличная новость!
Увы, в Москве это удалось подтвердить только через две недели после возвращения и десятка телефонных звонков ответственным чиновникам… Если за разговорами и протоколами о намерениях не будет реальных дел, пусть и небольших, китайская сторона найдёт массу доводов, чтобы прекратить диалог. Второй раз установить контакт будет невозможно. Информация о вас как о ненадёжном, непоследовательном партнёре будет оперативно распространена среди предполагаемых контрагентов из Поднебесной. И, что самое печальное, об этом узнают в официальных органах, которые весьма пристально осуществляют надзор за всеми международными контактами и проектами. «Лучше сделать на один цунь, чем наговорить на тысячу ли» – гласит китайская народная мудрость.
В романе Мо Яня, который я дочитал во время обратного полёта, есть интересный эпизод. Высокопоставленный чиновник, получая директиву о создании зоны свободной торговли, пытается шагать в ногу со временем и сочиняет «прожект» о создании деревни исторического туризма, в котором всё сводится к ностальгии по времени культурной революции и созданию громадного увеселительного центра, где туристов ждёт «красное вино и зелёные фонари». «Таким людям, – характеризует действия чиновника Мо Янь, – уже не угнаться за тем, как развивается мир».
Сейчас дверь в Поднебесную открыта. Надеюсь, мы не упустим этот момент, угонимся «за тем, как развивается мир»?