Исполнилось 100 лет с момента основания Ярославского радиозавода. Сейчас в ходе реализации политики импортозамещения он успешно выполняет задачу комплектования российских спутников отечественной аппаратурой. Это ведущий российский производитель средств радиосвязи. Объём реализуемой заводом продукции постоянно увеличивается. По итогам года он составит около 8,5 миллиарда рублей. В 2016–2017 годах предприятие будет собирать модули полезной нагрузки для новых российских спутников связи. Для этого на заводе создадут новое производство. Что было примечательного в его истории? Каковы векторы развития?
Вместо аэропланов...
Завод основали в 1915 году по постановлению Особого совещания по обороне государства, когда шла Первая мировая война. Место выбрали на окраине Ярославля, кругом были густые леса, в которых даже водились медведи. Предприятие получило название «Первое Российское товарищество воздухоплавания «С.С. Щетинин и К°». Задача была – развернуть строительство аэропланов. Первые заводские корпуса не только сохранились с той поры, но и по-прежнему в рабочем строю. Они были выстроены в форме инициалов строителя и брата отца-основателя завода Павла Григорьевича Щетинина (ПГЩ).
Однако здесь так и не собрали ни одного аэроплана. Делали то, что требовалось в первую очередь. Сначала в цехах выпускались пулемётные двуколки, санитарные и хозяйственные повозки, а после революции – сельскохозяйственные машины (бороны и веялки).
В 1918 году американская компания «Вестингауз» наладила на ярославском заводе производство тормозов для железнодорожного транспорта, спустя пару лет он получил своё первое широко известное название – «Ярославский государственный тормозной завод». С тех пор соседняя оживлённая трасса так и называется – «Тормозное шоссе», хотя уже немногие помнят этимологию этого имени.
Во второй половине 30-х годов здесь выпускались уже не только паровозные и вагонные тормоза, но и различное оборудование для электровозов и вагонов метро, трамваев. В 1940-м это успешно развивающееся предприятие. Вскоре началась война…
В небе «Ярославский тормозник»
Война, как и в 1915-м, потребовала того, что было крайне необходимо фронту. На заводе организовали производство взрывателей, 45-миллиметровых снарядов, зажигательных и противотанковых бомб и средних частей реактивных снарядов для «катюш». Эта задача была выполнена, хотя сотни рабочих ушли на фронт. В ведущем, первом механическом цехе, который давал 80 процентов общезаводского плана, из 200 мужчин-рабочих осталось 66.
Все военные годы, выпуская продукцию для фронта, завод обеспечивал страну и своими изделиями для железнодорожного транспорта. А один из боевых самолётов, построенных на деньги рабочих, носил имя «Ярославский тормозник». 375 заводчан не вернулись с войны, десятки пропали без вести…
П/я 136
В декабре 1951 года вышло Постановление Совета Министров СССР за подписью И. Сталина. В нём отмечалось, что предприятие «…с целью обеспечения растущих потребностей отечественного самолётостроения в современных средствах связи…» подлежит полному перепрофилированию. Затем, почти 15 лет, завод из соображений секретности не имел официального названия. Значился под номером почтового ящика «п/я 136».
Первой продукцией радиотехнического профиля стали радиостанции для военной авиации. Потом начался выпуск средств связи для Военно-морского флота, артиллерии, пехоты. Из его цехов выходили аварийные радиобуи для спасения лётчиков, моряков и наземных экспедиций, бортовые и наземные средства спутниковой связи и навигации.
Мало кто знал в первые годы становления «нового профиля», что именно п/я 136 выпускает радиомаяки для определения места посадки пилотируемых и беспилотных капсул космических аппаратов. Тогда же, в 60-х годах, с производства бортовой аппаратуры связи для спутников началась космическая история предприятия. Кстати, частым заинтересованным гостем на Ярославском радиозаводе была и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Ведь Ярославль, помимо всего прочего, это родной для неё город.
Из товаров гражданского назначения, которые выпускал Ярославский радиозавод, известность получили электропроигрывающие устройства (ЭПУ). Начинали с сотен тысяч, потом достигли рубежа в два миллиона ЭПУ в год.
Люди Липовой горы
С развитием завода связано становление посёлка Липовая Гора. Многие объекты микрорайона социального и культурного назначения долгое время были своего рода подразделениями предприятия. Если приплюсовать и их, то в орбите завода находилось около 10 тысяч человек. Дом культуры, районный спорткомплекс и даже котельная – всё это строилось и поддерживалось Ярославским радиозаводом.
А парк культуры Липовой Горы, или, как его до сих пор называют, парк радиозавода стал любимым местом отдыха заводчан и их семей. Когда-то здесь даже работало колесо обозрения. Украшение парка – обелиск Славы – возвели в 1967 году по проекту и силами завода. С особым настроением работали на строительстве недавние фронтовики и их сыновья. И поныне здесь проходят торжественные шествия и митинги в честь Дня Победы.
Имени Марголина
После сталинского указа первым директором Ярославского радиозавода стал Николай Дмитриев. Именно ему поручили руководить процессом перепрофилирования предприятия. Он был фронтовиком, имел специальность «военный инженер-механик» и смог по-военному чётко организовать производство первых радиостанций.
Имя, которое помнят и уважают все заводчане, – Владимир Марголин. 32 года (с 1964-го) он возглавлял предприятие. Марголин был из числа тех, кого сейчас называют «красными директорами». Под его руководством предприятие вошло в число самых передовых заводов советской радиоиндустрии. По настоянию коллектива и ветеранской организации его имя ныне носит часть улицы, на которой расположен завод.
В очень сложные для экономики страны 90-е годы Ярославский радиозавод возглавил Сергей Якушев. Когда он стал директором, ему было всего 36 лет, но он уже имел опыт руководящей работы, ведь в 27 лет он стал заместителем руководителя предприятия по социально-бытовым вопросам, являясь самым молодым руководителем такого уровня в стране.
Под его руководством Ярославский радиозавод не просто выстоял в период экономического безвременья, но и сохранил уникальную специализацию, возродился на новом уровне развития. Сейчас гендиректор вспоминает, как тяжело давалась тогда работа: «Жуткая картина была, особенно зимой. На весь завод – только один городской телефон, да и тот иногда отключали за неуплату. Между цехами протоптаны узкие тропинки, как в блокадном Ленинграде. А в самих производственных помещениях горят одна-две лампочки у работающих станков…»
Сергей Якушев не раз по итогам региональных промышленных конкурсов признавался «Руководителем года», в 2013 году указом Президента РФ награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Не останавливаться!
Десять лет назад, летом 2005 года, Ярославский радиозавод стал одной из основных производственных площадок оборонного концерна «РТИ». Это событие стало одной из новых «точек роста» предприятия.
Сейчас завод прочно занимает лидерские позиции в радиотехнической отрасли страны. Более двух тысяч работающих, высокая заработная плата, прирост объёмов производства от 15 до 50 процентов в год даже в наши нелёгкие времена. Достижения и динамика развития Ярославского радиозавода подтверждаются победами в конкурсах, дипломами международных отраслевых выставок. Зарубежные эксперты не раз признавали соответствие сборочных цехов Ярославского радиозавода самым высоким мировым стандартам.
Сложность и техническое совершенство выпускаемых заводом изделий предопределили необходимость широкого использования в производстве высоких технологий, современного оборудования и аппаратуры. Акционеры предприятия одобрили курс на масштабную модернизацию производства. Расширяется зона сборочных цехов восьмого класса чистоты, их площадь уже достигает 1725 кв. метров. Строится корпус сборки и испытаний для крупногабаритных модулей спутников связи, современный автоматизированный логистический центр, принципиально новым современным оборудованием оснащается механическое производство.
Ярославский радиозавод – не просто предприятие, успешно осваивающее высокие технологии, это гибкое интеллектуальное производство. Большой интерес со стороны потребителей вызвали последние собственные разработки радиозавода. Такие, например, как многоканальный терминал Р-620 для ВМФ и машины связи для ВВС и космодромов.
Радиозавод помнит свою историю, чтит былые достижения, но смотрит в завтрашний день. Изначально задуманный как завод «для неба», он прошёл через выпуск простых двуколок, веялок и тормозов, но потом вернулся к «небесному предназначению» и уже от судьбы не уходил.
Светлана ПОВАРЁНКОВА, ЯРОСЛАВЛЬ