Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2021 г.
Общество

Недоросль, возомнивший себя «богом»

В Казани произошло запредельное

18 мая 2021

Раньше, случись подобное, я, чтобы справиться с болью, написала бы стихотворение. Так было после Беслана, Дубровки, Карелии. Сейчас – не напишу, потому что Казань – это настолько бесоподобное, это настолько страшнее всего, что было прежде, что – нет слов (во всяком случае в рифму).

Самое страшное, что может случиться в жизни, – это, несомненно, детская смерть. И нет, например, в «Войне и мире», где героям режут ноги, раскурочивают животы, пристреливают, как собак, сцены страшнее, чем смерть Пети Ростова.

Страшно, когда дети гибнут на войне.

В Казани произошло запредельное – дети погибли от рук ребёнка.

Я называю так Ильназа Галявиева не потому, что хочу как-то приуменьшить его злодеяние, сославшись на его «невзрослость» (хотя, девятнадцатилетний, он действительно не сильно старше своих жертв): он «ребёнок» в том смысле, в каком философ Серебряного века Николай Фёдоров назвал существ с инфантильным, недоразвитым сознанием «недорослями».

И ведь этот «недоросль» пришёл в свою бывшую школу не затем, чтобы отомстить строгому учителю или жестоким одноклассникам, как бывало в мире уже не раз, а потому, что возомнил себя «богом».

Стоя перед телевизором, где передавали хронику казанской трагедии, я трижды вспомнила Достоевского. Во-первых, потому что, как известно, у Достоевского есть герой, хотевший сделаться «богом». Во-вторых, герой, проверявший, «имеет ли он право». И в-третьих, герой, воскликнувший: «Расстрелять!»

Умник Раскольников поделил всех людей на два разряда: «великих» («сверхчеловеков» по Ницше) и «тварей дрожащих». А мудрый Н. Фёдоров сказал, что «ницшеанский сверхчеловек достоин называться не uber, а шй-егтеггзсйем, то есть не «сверх», – а «ниже»-человеком», прозорливо заметив, что именно из последнего вырабатывается «тип насильника» (курсив авт.).

Предсказано было давно, в девятнадцатом веке. А вот окончательно сбылось только что – 11 мая 2021 года. И тогда, и теперь Россия, дико боясь отстать от просвещённого Запада, строила капитализм, «райское наслаждение», с его понятиями «уровня жизни», «качества жизни», «продолжительности жизни» – всем, кроме «смысла жизни».

А ведь без «смысла» человек жить не может. Он может сколько угодно делать вид, что живёт, – гримасничать, ёрничать, словоблудить, но объективно он перестаёт быть человеком. Ибо «смысл» – это сверхзадача (а не просто задача: «поесть», «срубить бабла», «потрахаться»), это сверхусилие (а не просто усилие: «нахапать», «купить», «оттянуться»).

Другой философ Серебряного века, Евгений Трубецкой, сказал: «Человек не может оставаться только человеком, он должен или подняться (курсив мой. – И.К.) над собой, или упасть в бездну, вырасти или в Бога, или в зверя».

Выродку-то из Казани кажется, что он бог (он и на маске своей это написал, и в Сети выложил), а на самом деле он зверь.

Но это всё философия! А как же так случилось, что в нашей русской жизни стали появляться – монстр из Казани только первая, вернее, одна из! – эти «ласточки»? Да как же им не появиться, если вот уже три десятилетия идёт игра на понижение, человека планомерно опускают, ежедневно, ежечасно доказывая, что «чечевичная похлёбка» круче «первородства»!

Всё серьёзное и высокое в нашей жизни заменено на скабрёзное и ниже-плинтусовое. Но если можно первое объявить «совком» и «поповщиной», а второе – «брендом» и «трендом», то нельзя обмануть природу человека. Ибо человек создан для «осмысленного», то есть «великого»: отказ от этого предназначения чреват катастрофой.

Блаженный Августин писал: «Когда человек живёт по человеку (читай: хапает, жрёт и ржёт. – И.К.), а не по Богу (читай: мыслит и страдает), он подобен дьяволу».

И таких «дьяволят» становится всё больше (в бытность свою учителем я насмотрелась на них и натерпелась от них предостаточно), что понятно, ведь уже родители нынешних учеников выросли в данной системе координат. И школа тут постаралась, и учителя. В том числе учителя-словесники, чья профессиональная обязанность «сеять разумное, доброе, вечное», а не только штамповать стобалльников и призёров престижных олимпиад.

Нынешние учителя отделили образование от воспитания.

...Я из школы ушла три года назад: невыносимо стало видеть, как администрация прогибается под родителей, а те правят бал, мечтая только об одном – чтобы их чада были успешными (это, может, и неплохо, но в сочетании с милосердными, думающими, интеллигентными). Ушла, в частности, из-за ученика с хорошим русским именем Глеб, сказав на педсовете, что не удивлюсь, если через пару-тройку лет он явится в школу с обрезом. Вот он и явился (и неважно, что зовут его Ильназ)!

Было бы наивно призывать своих соотечественников повзрослеть, то есть перестать расслабляться и оттягиваться, а начать жить «по-взрослому», серьёзно и ответственно: чтить предков, уважать старших, сочувствовать ближнему, любить Родину, бояться Бога. «Что делать» – каждый решает для себя сам. Лично я первого сентября возвращаюсь в школу.

Инна Кабыш


Тэги: Дневник учителя Кабыш Инна
Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На «виласапеде» да прямо в рай

    13.02.2025
  • «Встань и иди»

    08.12.2021
  • Богач страшный...

    19.10.2021
  • Лермонтов, одноклассник сына

    27.07.2021
  • Как я была сексисткой

    29.06.2021
  • Монтекки, Капулетти и школа

    57 голосов
  • Розыгрыш или проигрыш?

    50 голосов
  • Послевкусие героических эпох

    44 голосов
  • Что вместо ЕГЭ?

    42 голосов
  • Как я была сексисткой

    33 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS