Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 марта 2021 г.
Литература Библиосфера

Нелёгкие тропы к Парнасу

10 марта 2021

Говорить о писателе Валерии Лебединском, творческая дорога которого достигла серьёзного 80-летнего юбилея, довольно трудно, если учесть объёмность и многогранность его литературной работы. Валерий Ефимович Лебединский, по официальным данным, – писатель, поэт, драматург, издатель.

За этими сухими терминами – многолетний подвижнический труд человека, создавшего в своих книгах огромный яркий мир людей и событий нашего времени.

Но и времени, предшествующего нашему, так как исторические экскурсы В. Лебединского, отражённые в его произведениях, являют нам образы Пушкина и Державина, Байрона и Фета, Блока, Есенина, Цветаевой...

Но главная его тема, его боль, его постоянная кровоточащая строка – сталинщина. Тоталитарный палаческий режим двадцатых – пятидесятых годов.

Широко образованный гуманитарий, интеллигент, ранимый и деликатный, Валерий Лебединский глубоко переживает всё, что связано с этой тёмной страницей истории нашей страны. Родившись за год до начала Великой Отечественной войны, он тем не менее впитал в себя отзвуки гнетущей атмосферы и вселенского страха, который коснулся его семьи и его самого.

В повестях «Бунт на улице Солженицына», «Болевая причастность», пьесах «Дни Солженицына» и «Лана Питерс в СССР» – образ эпохи, точный и горький. Но при этом зрением художника и человека он видит и противоречивость многих своих персонажей, оставляя читателю возможность понять, оценить, а порой и быть милосердным...

«С этим грузом живёт моё поколение. Но возможно ли жить с болевым грузом в сердце? Нет, хотя бы порою от гнетущего надо уходить!» – говорит автор.

Книги документально-мемуарной прозы Валерия Лебединского читаются с увлечением, в эпоху входишь, как в недавнее прошлое, которое нельзя забыть.

Язык автора – яркий, но не замусоренный нынешним сленгом, без излишней торопливости, без изысков постмодернизма – подкупает своей чистотой.

Лебединский-поэт – другая грань его творчества, где ясно просматривается принадлежность к жанру, который сегодня называют традиционным. Иногда в этот термин вкладывают некий оттенок отставания от времени, которое требует удивлять новизной или эпатажем. Но исчезновение классических форм поэзии стало бы распадом творческого процесса, который основан на огромном слое русской классической культуры.

Стихи Валерия Лебединского, как правило, событийные, сюжетные и, очень хочется сказать – мужские. Часто это мозаика, где автор – то мемуарист, то журналист, то художник. Точнее всего о них сказано в предисловии к книге «Избранное» – это соединение творческой отдачи и вдумчивого созерцания.

В стихах оживает его украинское детство:

Вы знаете, как плакал Кременчуг
У гроба моего двоюродного деда?
Ах, память, подержи во тьме свечу,
Дай мне пройти по гаснущему следу…

Возникает в памяти язык той, детской, земли:

Там, в ночи, сурова хмарь
И шумят долины...
Где ты, сказочный словарь
Старой Украины?
Где смурной совиный крик,
Полушёпот сонный?
Как любил я тот язык
Со времён Херсона!

По мере взросления расширяется мир, появляются новые города, новые краски:

Не бежать мне из плена
Всех тонов и окрасок,
Если близок Поленов,
Если в сердце – Саврасов.
Если ближе и ближе,
И влечёт непрестанно
Темень ночи Куинджи,
Боль дорог Левитана.

Города, люди, события – ракурс видения художника порой неожиданный и тем самым яркий и запоминающийся:

Выдь на площадь Восстания,
Снизу вверх погляди:
Правда, в контурах здания
Смесь ферзя и ладьи?

Как массивами плотными
Отступая в закат,
Выси дома высотного
Поиграть норовят.

И вновь, уже в поэзии, звучат боль и горечь пережитого и переживаемого, не забывшегося:

И мне хохочет вслед
Зловещий город Гори,
Бесшумно затаясь
В глуби красивых гор,
Прародина всех бед,
Жестокий символ горя,
И тёмный наш позор,
И вечный нам укор.

В простой поэтической лексике – глубокий подтекст, философский и бытийный.

Как драматург, Валерий Лебединский необычен тем, что его пьесы – это те же стихи, выстроенные в драматургическом жанре, что в наше время встречается весьма редко. Здесь диапазон персонажей велик и разнообразен. Как писал сам автор, в своих пьесах он воплотил «идею своеобразного сериала о великих и наиболее выдающихся поэтах XVIII–XX веков, а с ним – и театра этих пьес».

Автор работает над текстом скрупулёзно, погружается в архивы, тщательно выверяет исторические даты, вживается в эпоху. И получаются живые, близкие люди, которым сочувствуешь, возражаешь – веришь!.. Самой яркой мне кажется фигура Державина в пьесе «Пока есть век Екатерины», где Гаврила Романович предстаёт в великолепном ансамбле персонажей: Левицкий, Львов, Фомин, императрица. Над этой пьесой Валерий Лебединский работал более пятнадцати лет. И ему удалось воссоздать атмосферу «осьмнадцатого» века так, что после прочтения хочется говорить строфой и языком «пиита»:

Почто сих тысячи болей
Таят сомненье и тревогу?
О, хладость дум, явись, ей-богу,
В душе спокойствие разлей.
Звучи всё пламенней, звучи,
В душе сокрытая музыка,
Где тайны мудрость превелика
Хранит заветныя ключи.

Девяностые годы – начало издательской деятельности Валерия Лебединского, когда он стал одним из основателей и редактором-составителем литературного альманаха «Третье дыхание». В 2000 году появилось его издательство «Муза творчества», а через год, в 2001-м, «Муза» – всероссийский, а затем международный литературный альманах.

И здесь издатель Лебединский верен себе: обострённое чувство русского поэтического языка, отстаивание его чистоты, неприятие псевдоавангардных новаций и высокая планка уровня литературного мастерства – всё это, с одной стороны, делает его не слишком удобным редактором, а с другой – «Муза» стала одним из лучших изданий такого рода, а участие в «Музе» – визитной карточкой.

Сейчас Валерий Ефимович Лебединский готовит 37-й номер альманаха.

В одном из недавних стихотворений он писал:

Не ясна мне моя природа,
Несчастливый мне дан билет.
Это я ли вблизи ухода,
Где почти не осталось лет?

И тут же возникает возражение – да, судьба нелёгкая, время было и голодным, и жестоким, но билет в творчество – всё же счастливый, а дорога далеко не окончена!

Писатель, поэт и издатель Валерий Лебединский – подвижник русской литературы, наследник классических традиций – и сегодня поражает своей творческой одержимостью.

Хочется надеяться, что и дальше будут выходить его книги, при чтении которых возникает удивительная сердечная совместимость автора и читателя.

Тэги: Валерий Лебединский Людмила Саницкая
Обсудить в группе Telegram

Людмила Саницкая

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Болевая причастность поэта

    07.09.2022
  • Над мраком сегодняшней нови

    06.04.2022
  • Через россыпи лет…

    09.02.2022
  • Боль души на тревожном исходе

    28.09.2021
  • Памяти Ларисы Васильевой

    12.01.2021
  • Души слабеющей бальзам

    41 голосов
  • Памяти Ларисы Васильевой

    35 голосов
  • Через россыпи лет…

    30 голосов
  • Незримо тревожное пламя

    26 голосов
  • В стихах свободное паренье

    25 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS