Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 октября 2025 г.
  4. № 40 (7004) (08.10.2025)
Телеведение Pro & Contra

Немного о киновероломстве

Выход в мировой прокат «Битвы за битвой» – самое громкое кинособытие последних дней

08 октября 2025
Полковник Локджо (Шон Пенн) и Уилла (Чейз Инфинити)

Виктор Матизен

Фильм Пола Томаса Андерсона со 130 миллионным бюджетом, двумя лауреатами «Оскара» (Леонардо Ди Каприо и Шоном Пенном) и одним призёром «Золотого глобуса» (Бенисио дель Торо) в прессе уже назван «настоящим срезом нашей безумной эпохи», «гуманистическим шедевром», «одним из самых дерзких и захватывающих фильмов десятилетия», а также набрал 96 баллов из 100 возможных на агрегаторе «Мегакритик».

Подобные всплески интереса много говорят о состоянии ноосферы в момент появления фильма, но не обязательно свидетельствуют о его эстетических и зрительских достоинствах, равно как и о том, что ему суждена долгая и славная жизнь. А попадание в топ таблицы сборов в США и Канаде не гарантирует даже окупаемости, для которой требуетcя как минимум 300 млн.

Картина, чьё действие происходит в неопределённом настоящем, начинается как социальный триллер: вооружённая левая группировка «Френч 75» вызволяет из рук полиции толпу депортируемых нелегальных эмигрантов. При этом о мотивах и политических целях экстремистов, которым создатели фильма сочувствуют больше, нежели представителям власти и истеблишмента, умалчивается, похоже, потому, что оправдать стремление наводнить свою страну беженцами едва ли возможно, а благородная на первый взгляд защита несчастных вполне может оплачиваться предпринимателями, нуждающимися в доступной и дешёвой рабсиле.

Среди «революционеров» выделяется чёрно-белая парочка – слабо прописанный в сценарии Боб Фергюсон в вынужденно блеклом исполнении Ди Каприо и его отмороженная любовница Перфидия (perfidy – вероломство), которую играет Тейяна Тейлор. По ходу сюжета она вступает в добровольно-принудительные сексуальные отношения с брутальным белым полковником Локджо (Пенну досталась куда более выигрышная роль, чем его коллеге) и, забеременев, отправляется в монастырь, послушницы коего так истово упражняются в стрельбе, что кадр со строчащей из автомата брюхатой Перфидией стал постером к фильму, получившему с появлением Локджо саркастически-сатирическую окраску. Фергюсон принимает новорождённую Уиллу как свою дочь и берётся за её воспитание. Мать уходит из семьи и фактически из фильма, успев вероломно сдать товарищей по партии, а сюжет прыгает на полтора десятка лет вперёд и знакомит нас со спивающимся Бобом и 16 летней Уиллой (Чейз Инфинити), унаследовавшей поведение матери. Чем даёт склонным к гиперсимволизации рецензентам повод заговорить о сравнительном влиянии генов и воспитания на человеческие склонности. И если уж отвечать на этот имеющий мало отношения к фильму вопрос, можно вспомнить, что ультраправые признали генетическую преемственность вопреки левакам, озабоченным волевой переделкой мира и потому отстаивавшим наследование приобретённых после рождения признаков. Поэтому вопрос об отцовстве гораздо больше беспокоит Локджо, чем Фергюсона, ибо для вступления в привилегированное общество ему необходимо иметь безупречно белое прошлое, исключающее связи с лицами противоположного цвета, и дальнейшее действие сводится к поиску внезапно пропавшей Уиллы, в котором независимо враг от врага участвуют родной и приёмный отцы героини. Но консервативные зрители, ожидаюшие традиционного финала с непременной схваткой героев, будут недовольны, а радикальные ценители авторского кино восхищены предательством режиссёра. Хотя панорамные съёмки американских холмистых просторов, по которым под драйвовый саундтрек Джона Гринвуда несутся автомобили героев, способны доставить удовольствие всем любителям «движухи».

Другое мнение в статье: "В ожидании «Оскара»"

Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В ожидании «Оскара»

    08.10.2025
  • Ночи в кино

    05.10.2025
  • «Эмми» вместо «Оскара»?

    02.10.2025
  • Форрест прибежал

    01.10.2025
  • Время, вперёд!

    01.10.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Премьера Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS