Уникальное исследование, проведённое автором, само по себе относится к типу научных изданий, однако читать его – одно удовольствие, но для умных. С одной стороны, мы «впадаем в детство», поскольку у обычного зрителя мультфильмы вызывают лишь детские ассоциации и тёплые воспоминания. Но с другой – обретаем, благодаря взгляду исследователя, точку зрения «изнутри»: на фоне истории развития отечественной и зарубежной анимации ретроспективно разворачивается структурный анализ всех составляющих образа: стереотипы и оригинальность, метафоры и аллегории, антропоморфизм, зооморфизм и фетишизм, фольклор и механика, психология и социология...
В меняющейся анимации год от года и от одного десятилетия ко всем последующим создание того или иного персонажа, его истоки и персональное звучание в общем хоре собратьев могут быть самыми разными. И при расширении возможностей всех видов искусства визуального (в том числе и за счёт компьютерных технологий, конечно!) зритель вполне может не поспеть, не углядеть, а то и попросту забыть то, с чего всё начиналось, что уже есть и к чему всё идёт. Мы выросли на мультиках, но насколько хорошо разбираемся в их природе? Данная книга ориентирует читателя, становится путеводной звездой в мире, только на первый взгляд кажущемся наивным и детским.
Безусловно, в той или иной мере анимация напрямую связана с литературным источником и зависима от него, но преломление вербальных образов, их воплощение в различных техниках анимации, одушевление книжных героев – всегда вопрос не только художественный, но интеллектуальный, культурологический. Мультфильмы для детей зачастую носят не чисто развлекательный, а воспитательный характер, и в прошедшее двадцатилетие для взрослой аудитории снято огромное количество лент, поднимающих как острые социально-политические, так и мировоззренческие проблемы. Поэтому сейчас анимация находится на позициях высокого искусства, из которого, впрочем, невозможно удалить сердцевину прикладного ремесла. Всё это весьма подробно, на примерах и фактах, разбирается в данном издании.
На презентации книги Наталья Кривуля рассказала, что поводом к созданию этого труда стали многочисленные жалобы её студентов на то, что ничего по этой сложной и многомерной теме до сих пор никем не было чётко и квалифицированно написано, а главное – издано. Ведь многие коллеги, ведущие собственные мастерские, читают студентам лекции, учат на определённых образцах, но в свободном доступе этой информации нет. Так что можно считать данную исследовательскую работу вынужденной мерой в вопросах обучения и образования новых поколений российских художников-аниматоров, а следовательно – просветительской. И если так, то удручает тираж книги – всего 200 экземпляров! Разумеется, вгиковцы расхватали учебник, а другим специализированным школам и курсам не хватило… Конечно, эта проблема носит финансовый характер, однако сами аниматоры не устают объяснять, что их работа хоть и затратна, трудоёмка, но способна приносить государству и производителям огромную прибыль. Так почему бы чиновникам в соответствующих министерствах и ведомствах не поддержать повторный, более массовый тираж книги «Анимационный персонаж»?..