Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 июля 2025 г.
  4. № 28 (6992) (16.07.2025)
Литература Литературный резерв

Ненастоящий детектив

19 июля 2025

Александр Рязанцев

Вера Богданова. Семь способов засолки душ. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2024. – 316 с. – 5000 экз.

С каждым годом становится всё заметнее: границы между литературой и медиапродуктами размываются. Так, новая книга Веры Богдановой «Семь способов засолки душ» создавалась сразу в формате аудиосериала – по сути, аудиокниги с редкими музыкальными вставками. Каждая глава – отдельный часовой эпизод. Печатная же версия появилась позже и воспринимается скорее как сопровождающий текст, чем оригинал. Отсюда – специфика повествования: неспешное развитие действия, преобладание описаний, медитативный темп, ощутимая зависимость от мастерства чтеца.

И это не формальный момент: роман выстроен так, чтобы «звучать в ухе», а не со страниц. Из-за этого читатель, привыкший к бумажным книгам, может почувствовать разочарование. История будто бы всё время собирается начаться, но остаётся в застывшем состоянии, в повторяющемся цикле действий персонажей, их диалогов, воспоминаний, видений главной героини – Ники, дочери маньяка-шамана, основавшего крупнейшую секту на Алтае, фрагментов воспоминаний и внутренней речи главной героини.

Авторы XXI века всё чаще пытаются писать так, чтобы «было как в кино». Здесь этот принцип доведён до максимума. Богданова предлагает не столько текст, сколько раскадровку: камера следует за действием, описания скрупулёзны, детали – визуально точны. Чего стоит одно такое описание: «Кустарник расчерчивает предгорье, как прожилки жира – мраморное мясо. Местность лишь кажется ровной, но на деле это полоса препятствий из кочек и тёмных участков льда в низине – похоже, весной здесь разливается болото». Очень точное и красивое описание. Но сюжет романа выстраивается не только как драматическая структура, но и как поток. Интрига как таковая быстро исчезает, поскольку фабула подчинена описательности, а не действию.

Это создаёт специфический эффект: вроде бы перед нами триллер, но триллера нет. Саспенс есть, а напряжения нет, вместо него перед читателем предстаёт повторяющаяся хроника однотонных, не сильно примечательных образов и ситуаций, часто взятых из западных образцов. Например, бурлящая алая вода, которую в ужасе видит Ника в одной из сцен, явно взята из кубриковской экранизации романа Стивена Кинга «Сияние».

Перейдём к аудиокниге. Текст попеременно читают прославленный артист дубляжа Дмитрий Полонский и (ему помогает как напарник) известная криминальная журналистка Саша Сулим. Такой выбор чтецов сделан явно неспроста – предполагается, что роман должен вызвать аллюзии на первый сезон «Настоящего детектива», почему, как верно отметил критик Андрей Мягков, и был выбран Полонский, официальный голос Вуди Харрельсона, сыгравшего Марти Харта. Саша Сулим явно уступает ему в мастерстве, она непрофессиональный чтец, но это и не так важно – газетные хроники и монологи в её исполнении звучат только убедительнее. И отмечу, что ближе к концу романа она раскрылась. Кстати, в нацеленности на фанатов «Настоящего детектива» можно убедиться, просто посмотрев на обложку – она выполнена в том же стиле, что и заставка сериала.

Отмечу, что в российской прессе это подаётся как достижение, хотя на самом деле такие решения только вредят роману – он попадает в подчинённое отношение к оригиналу, стараясь быть на него похожим, и при этом соответствовать российским реалиям. Но проблема в том, что подобное ориентирование не становится интертекстуальностью в продуктивном смысле. Оно скорее демонстрирует, что текст стремится встроиться в чужой канон, не имея при этом собственной плотности. В результате роман оказывается, повторюсь, в подчинённой позиции: он вторичен по отношению к западным источникам, но и остаётся вне российской литературной традиции.

В результате получается странный гибрид – жанровое произведение, в котором жанр подавлен. Формально «Семь способов засолки душ» – это триллер, по факту – социальная драма с элементами мистики, не вполне доверяющая собственным средствам и потому постоянно перескакивающая с одного регистра на другой.

Важно отметить внимание Веры Богдановой к описываемым фактам – ритуальным убийствам на территории Новосибирска в девяностых и начале нулевых. Через описание «Сияния» автор доносит важную мысль – преступные организации на то и организации, что даже если их закроешь, посадишь в тюрьму верхушку, то оставшиеся члены, адаптировавшись к новым условиям, будут продолжать заниматься тем же самым. Потому секты и продолжают существовать – просто о них мало говорят. Мы как-то привыкли за последние годы, что секты – давно в прошлом и где-то далеко. Роман Веры Богдановой доходчиво и убедительно напоминает – нет, не далеко. Секты есть. Они рядом. И надо быть осторожным. Пожалуй, эта мысль – самое важное достижение Веры Богдановой в «Семи способах засолки душ», за что мы должны её поблагодарить.

«Семь способов засолки душ» – не массовая литература как текст, а массовая литература как медиапроект. Свою задачу он решает частично: атмосфера создаётся, голоса звучат, звучат хорошо, убедительно, саспенс обозначен. Но структурная слабость, зависимость от внешних образцов и неуверенность в жанре не позволяют роману состояться ни как художественное высказывание, ни как сильный жанровый образец. Он удерживает внимание, но не вызывает внутреннего отклика. Причём формально интересен, но в содержательном смысле – поверхностен. Тем не менее именно в такой дихотомии – его историческая точность: это литература, которая ищет себя не в языке, а в медиа.


Тэги: Книги Большая книга
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Разве это так надо?

    18.07.2025
  • Право на высокомерие

    18.07.2025
  • Разнос после шлягеров

    18.07.2025
  • ЛГ- рейтинг

    18.07.2025
  • Космоса пульс ощущая

    16.07.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS