Александр Алиев
Если кому повезло в истории нашей столицы, так это бывшей Мещанской слободе! Она хотя и просуществовала меньше, чем многие иные московские слободы, но была исследована тщательнее их. Сохранился целый комплекс документальных источников. Разработкой этого архива занялся крупнейший историк С.К. Богоявленский. Кстати, его исследование не было опубликовано при жизни автора (он умер в 1947 году) и только сравнительно недавно увидело свет.
Откуда же произошло такое наименование – Мещанская?
Во время длительной Русско-польской войны 1654–1667 годов жители ряда городов и селений, оказавшихся в зоне боевых действий, либо выражали желание переехать в Россию, либо были переселены туда насильно. В число последних входили не только военнопленные, но и мирные граждане, захваченные отдельными русскими ратниками и обращённые ими в холопство. После Андрусовского перемирия, заключённого в 1667 году, пленным полякам-шляхтичам дозволили вернуться на родину, остальных же, решивших остаться (по большей части торговцев и ремесленников белорусского и литовского происхождения со своими семьями), стали расселять в Москве, в особой слободе. Назвали её Мещанской, от польского слова mieszczanin, то есть «горожанин».
Официально слобода была учреждена в конце 1670 или в начале 1671 года. Всеми делами её ведал Посольский приказ, во главе которого стоял боярин Артамон Сергеевич Матвеев, пользовавшийся неограниченным доверием царя Алексея Михайловича. За Сретенскими воротами Земляного города для слободы отвели выгонную городскую, а также полевую землю, взятую у соседних Напрудной и Троицкой слобод, и несколько загородных частных дворов.
Заметим, что планировка Москвы до сих пор сохранила следы этой слободы: несколько длинных, параллельных друг другу улиц до недавнего времени носили название Мещанских. Главная из них, 1-я Мещанская, в 1957 году в связи с проходившим тогда в столице VI Всемирным фестивалем молодёжи и студентов была переименована в проспект Мира. 2-я Мещанская в 1966-м стала улицей Гиляровского, 3-я в 1962-м – улицей Щепкина. У 4-й же имя осталось, но преобразовалось в 1966 году в просто Мещанскую улицу.
К началу XIX века слободу облюбовали представители московского купечества. Домики, до той поры деревянные, после пожара 1812 года постепенно сменяются каменными особняками. Затем появляются и доходные здания.
Одним из первых – в 1816 году – поставил здесь двухэтажный ампирный особнячок «торговый человек» Василий Иванович Ерофеев. Парадный фасад строения был выделен четырьмя ионическими пилястрами и венчался треугольным фронтоном. На участке имелся сад с деревянной беседкой. Позднее уже вдова Ерофеева добавила к особняку антресольный этаж, боковые флигели и хозяйственные корпуса. Такой облик дома зафиксирован в двух сохранившихся чертежах.
Ещё через некоторое время данная недвижимость (теперешний адрес – проспект Мира, 52, строение 2) оказалась в руках потомственной почётной гражданки Александры Игнатьевны Епишкиной, и она, не удовлетворившись имевшимся на тот момент видом фасада, обратилась к архитектору Василию Васильевичу Штрому. В результате вместо ампира появилась одна из разновидностей эклектики – необарокко с лепными украшениями и асимметрично расположенным эркером с кронштейнами в форме волют.
С 1896 года усадьба переходит к купеческому роду Баевых, перебравшемуся в Первопрестольную из Коломны. Иван Денисович, глава семейства, в 1860-м приписался к московскому купечеству и со временем вошёл в 1-ю гильдию. Фирма «Баев Иван Денисович-старший с братьями», развивавшая обувной бизнес, имела фабрику в Большом Златоустинском переулке, контору и магазин на Маросейке.
Кроме того, все Баевы – и бездетный Иван Денисович, и его братья, Иван-младший и Кузьма, – прославились щедрой благотворительностью. Известны их пожертвования на строительство храмов, больниц, богоугодных заведений (в обеих столицах и даже в Сибири), домов призрения.
Со временем клан Баевых весьма разросся, поэтому их владение решено было увеличить, пристроив к главному дому по красной линии улицы ещё один двухэтажный корпус и соединив его переходом с зимним садом. Этим проектом занимался Владимир Иванович Чагин, приверженец входившей в моду архитектуры модерна.
Нижний этаж корпуса (нынешнее строение 1) обрёл узорчатую отделку в виде ленточного руста и замковых камней над арочными окнами. Окна второго этажа имеют рамочные наличники с декоративными элементами, а между этажами проходит лепной меандровый пояс.
Что касается третьего корпуса, то его строили уже сыновья Кузьмы Денисовича, обратившись в 1910 году к архитектору Ивану Сергеевичу Кузнецову. Тот давно сотрудничал с Баевыми, выполнив также проекты складского корпуса их фабрики в Большом Златоустинском переулке и Дома призрения для неизлечимо больных имени московского купца Ивана Денисовича Баева-старшего в Сокольниках (ныне — Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии).
Трёхэтажное здание, спроектированное зодчим на 1-й Мещанской, имело длинное крыло вдоль боковой границы владения (строение 3) и ряд хозяйственных служб во дворе. Главный фасад выдержан в изысканном духе неоклассицизма и украшен рельефным фризом на греко-римский сюжет. Вход был оформлен ордерной композицией. На каждом этаже здания располагалось по одной многокомнатной квартире, куда вела парадная лестница с ажурными чугунными перилами. В квартирах имелись водопровод и канализация. Интерьеры дома были оформлены в разных исторических стилях и отличались эффектным скульптурным и живописным декором.
В 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, третий этаж дома был отведён под лазарет на 50 кроватей. В советское же время сооружение было дополнено ещё двумя этажами и превратилось в обычный жилой дом. При этом оставшиеся элементы интерьеров третьего этажа оказались полностью утраченными.
Нельзя не упомянуть и о том, что представителю младшей ветви семейства, Ивану Кузьмичу, принадлежал на той же улице дом под современным номером 30. Квартира хозяев размещалась на втором этаже, а квартира на первом сдавалась внаём. В 1910 году тут поселился и прожил до самой смерти в 1924-м знаменитый поэт Валерий Брюсов. Дом был одним из центров культурной жизни Москвы, его часто называли домом Брюсова (что обижало домовладельца, который обычно поправлял: «Этот дом не Брюсова, а мой, а Брюсов здесь живёт на квартире!»).
Судьбу баевского владения, как практически и всех частных московских домов, резко изменила Октябрьская революция. Строения 1 и 2 национализировали и спустя несколько десятилетий отдали в хозяйственное ведение Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса МИД СССР (современное название – Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России; ГлавУпДК). В здании размещались различные иностранные дипмиссии, а сейчас тут – посольство Республики Замбия.
Весной 2024 года Департамент капитального строительства ГлавУпДК развернул комплексную реставрацию усадьбы Баевых, которая признана объектом культурного наследия регионального значения.
В частности, восстановительным работам подверглись кирпичная кладка и штукатурная отделка фасадов, цоколя, пилонов ворот и аттика, а также декоративные элементы лепного фасадного декора: карнизы, тяги, сандрики, откосы. В последнем случае были произведены догипсовка фрагментов и заделка выбоин, выполнена шлифовка поверхностей, укрепление грунтовкой и окраска.
Кровля и дымоходы получили покрытие оцинкованной медью, а ступени главного крыльца – облицовку гранитными плитами. Проведён монтаж водосточной системы, под современные нужды приспособлены чердачное и подкровельное пространства, на крыше установлено новое художественное ограждение. Внутренние двери входных групп заменили на деревянные, выполненные по историческим аналогам.
Специалистами были осуществлены и тщательные работы по инженерным сетям – были протянуты новые провода в закладных устройствах и наружных коробах, воссоздана система молниезащиты.
И, пожалуй, самое главное: проспект Мира снова украсил выявленный в ходе предварительных исследований оригинальный светло-зелёный цвет фасадов комплекса зданий (до этого окраска была розовато-бежевой). И в тёмное время суток их величественный облик дополняет художественная подсветка.
Завершённая к октябрю 2025 года реставрация не только вернула этому замечательному памятнику отечественного зодчества аутентичный облик, но и обеспечила ему безопасную и комфортную эксплуатацию.