, ведущий научный сотрудник Института макроэкономики Минэкономразвития России
Почему «планово-тоталитарный» СССР за 15 предвоенных лет сумел построить современную промышленность, победил в войне, затем восстановил экономику и создал ядерный щит, первым шагнул в космос и стал мировой державой, а рыночная «либерально-демократическая» Россия за 20 лет едва достигла, как говорят, советского (1990 года) уровня ВВП?
Как случилось, что разбитая, растащенная репарациями Германия и поверженная, деморализованная Япония явили чудеса экономического прогресса и образцы социальной государственности? В чём причина сегодняшнего неудержимого развития Китая? Как Южная Корея, известная вчера разве что географически, «вдруг» стала 15-й экономикой мира? И неужели Казахстан через 2–3 года может обогнать нас по уровню жизни?
Кругом вопросы и недоумения. И главные: доколе «русская птица-тройка» будет «сторониться и уступать дорогу»?
Давайте поговорим о наших «человеческих ресурсах». Как они выглядят.
1. Противники модернизации. Это слой влиятельных групп продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Большинство из них имеет двойное-тройное гражданство, недвижимость и счета вне России, куда «чуть что» они отправятся с семьями. Далёкие от патриотических «сантиментов», они освоились в офшорах, где «оптимизируют» налоги, они умеют наладить «особые отношения» с властями любого уровня. Они создали нынешний порядок вещей, при котором коррупция проросла тело государства, и сделались его теневыми менеджерами. Перемены им не нужны.
2. Сторонники и участники модернизации. Ими могут стать малый и средний бизнес, о которых власть говорит много и похвально. Но сегодня там почти отсутствует инновационное направление деятельности. Делу мог бы помочь альянс с университетской и вузовской наукой в форме государственно-частного партнёрства под эгидой государства. Однако дело здесь пока не идёт дальше риторики.
3. Телевидение. Свобода личности сводится им к свободе от нравственных норм Десяти заповедей. Главный удар – по семье и домашнему очагу. Оружие – банализация секса, снятие табу с интима и личного стыда, осмеяние этических («интеллигентских») сдержек типа «неприлично», «не принято», внушение идеи относительности добра, зла и справедливости. И всё это «бархатными ручками» толерантности вживляется в сознание россиян, подмывая и превращая в трясину многовековые устои духовного жизнеустройства страны.
4. Гражданское общество. Но есть ли оно? Самоорганизация никогда не была сильной стороной российского общества. Сегодня же в нём превалирует, скорее, дезинтеграция, чему немало способствует идея «идеологического многообразия». В итоге мы каждый сам по себе, причём настолько, что даже казаки Кущёвской заняли позицию «хаты с краю».
Нужны общественные лидеры, но где их растить? Бизнесу они противопоказаны «как класс». Профсоюзы? Их голос почти не слышен…
5. Просто граждане. Люди устали от постоянных реформ, которые порой проводятся не иначе как с выламыванием плеча по кафтану, живут в непрерывном напряжении.
Постоянно будоражат общество и залихватские проекты, которыми власть частенько делится с народом: о пенсионном возрасте, о том, что стандарты образования должны стать ещё стандартнее, об отмене налоговых льгот, о рыночном налоге на недвижимость и т.п. Сюда же мысли о «вреде» стипендий, «нацпроект» платной рыбалки, «рацпредложение» Минздравсоцразвития посредством бухгалтерской уловки сэкономить на выплатах по беременности и родам…
Изверившись во всём, большинство россиян замкнулось в пессимизме и, скорее всего, займёт позицию резонёрства и скептической настороженности. Но власть, похоже, это не тревожит.
6. Власть. Есть не бесспорное её определение как группы людей, формально и неформально контролирующих материальные, социальные, духовные и иные ресурсы общества. Сегодня большинство россиян не считает этот контроль ни эффективным, ни справедливым, ни отвечающим общему благу.
До сих пор власть общалась с россиянами почти исключительно на языке цифр: ВВП, инфляция, тарифы, прибавки к пенсиям и т.п. Слово «цель» подменялось уклончивым «достойная жизнь». Нет у нас государственно-поставленной цели, которой хотелось бы служить.
Чтобы после перестройки и либеральных реформ побудить россиян к активному участию в предстоящем реформировании нужно, во-первых, ясно сказать, какое же государство и общество мы строим.
Во-вторых, что-то надо делать с проблемой доверия людей. Сегодня знак этого доверия, скорее, отрицательный, ибо общество не видит озабоченности власти исправлением просчётов и ошибок, накопленных за годы реформ. Власти не смогли даже остановить цену на гречку. Все стали свидетелями капитуляции перед торговым лобби сначала законодательной, а затем и исполнительной власти.
Символом капитуляции стал также «тишайший» закон «О противодействии коррупции». В помощь ему вводятся штрафы, в разы превышающие взятки. Но риски этих санкций будут немедленно компенсированы соответствующим повышением самих взяток. Система быстро возвратится к равновесию с поправкой на новую «цену вопроса».
Коррупционера способен остановить лишь страх конфискации всей собственности, законность происхождения которой не доказана. При этом бремя доказательства должно быть возложено на владельца этой сомнительной собственности.
Судя по всему, пора говорить об экстраординарных мерах, которые предполагают временное ограничение некоторых демократических свобод. Это потребует внесения соответствующих изменений в некоторые законы и, возможно, временной поправки в Конституцию России. Думается, что, если ещё несколько лет пройдёт в разговорах о коррупции, то в стране может не остаться граждан, готовых поддержать борьбу с этим злом. Однако во власти пока нет решимости, соответствующей реальной опасности…
Вот таковы наши человеческие ресурсы. Что в результате? 20 лет страна в рынке: частный бизнес, инвесторы, на бирже быки бодаются с медведями, бизнес-элита освоилась в Давосе и в офшорах, рыночные законы выходят из Госдумы как с конвейера, первые лица страны всё время в движении. Всё вроде «по-рыночному», но что на поверку? У нас нет ни цивилизованной конкуренции, ни социально ориентированных предпринимателей, ни честных и деловитых чиновников. Страна скудеет населением, инфляция, цены, тарифы, ставки ипотеки – всё «не туда». Социальное расслоение только растёт. Так что нас ждёт дальше?
Сформированы экспертные группы по разработке важнейших направлений движения страны. Насколько можно судить, в их деятельности по-прежнему будет доминировать монетарный подход. Значит, моральные и психологические деформации, постигшие общество в годы либеральных реформ, по-прежнему останутся вне внимания власти.
Но вряд ли в таком случае стоит ожидать, что в стране сам собой образуется нормальный нравственный климат, без которого всё не в прок.