Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 февраля 2021 г.
Телеведение

Неотправленное письмо

О чём говорит малоизвестная запись Высоцкого

17 февраля 2021
Кадр из «неотправленного письма» Владимира Высоцкого

В день памяти Владимира Семёновича Первый канал продемонстрировал фильм Александра Ковановского «Высоцкий. Письмо Уоррену Битти», впервые показанный в 2013 году на «России-1». Мало кто его и тогда, и сейчас посмотрел, а зря – он достоин самого пристального внимания, так как отличается от множества фильмов, сделанных о Высоцком. В нём рассказано (в основном его другом и администратором Валерием Янкловичем) об обстоятельствах появления удивительной видеоплёнки, которая была сделана на телестудии факультета журналистики МГУ в мае 1979 года, о ней знали очень немногие, и она в фильме полностью (с прибавлением комментариев) продемонстрирована.

Высоцкий непохож здесь на себя в сохранившихся многочисленных аудио-и кинозаписях концертов и интервью (данных в основном зарубежным журналистам). Поэт (именно это слово он назвал первым, представляя себя), которого знали в СССР все, на этой съёмке был несколько не в своей тарелке, выступал в непривычной, точнее, давно забытой роли начинающего актёра, который «показывается».

Известный в США режиссёр, продюсер и актёр (самый знаменитый его фильм – «Бонни и Клайд») передал Высоцкому через общих знакомых – а это режиссёры Роман Полански и Милош Форман, не так давно покинувшие соцлагерь и уже прославившиеся в Америке, – предложение познакомиться в связи с возможным сотрудничеством. Битти планировал съёмки фильма о Джоне Риде и революции в России.

Как он узнал о Высоцком? В Америку Высоцкий летал несколько раз, Марина Влади познакомила его там со многими звёздами Голливуда. Он им пел, их поражала страсть и самоотдача Высоцкого. Его там называли русским Бобом Диланом. Но слава американских кинозвёзд и рок-музыкантов в США несравнима с той всенародной славой, что была у Высоцкого в России.

Принято считать, что власти его травили, «держали и не пущали». Это не совсем так. Высоцкому как раз позволялось гораздо больше, чем кому бы то ни было. Он много играл в театре, снимался в кино (более десятка только главных ролей), постоянно выступал с концертами. В том числе и за рубежом, и не только в странах Варшавского договора, тогдашнего социалистического Евросоюза, но и во Франции, и в США...

В СССР его любили все и всюду: на заводах и в научных институтах, в Средней Азии и Прибалтике, учёные и уголовники, диссиденты и люди из КГБ-МВД. Не было и нет в России деятеля культуры, который мог бы сравниться с Высоцким во всенародной любви. И вдруг такой человек показывается, старается понравиться полузнакомому американцу. Пытается говорить по-английски, сбивается, нервничает, замечательно читает военные стихи Гудзенко, монолог Гамлета, рассказывает о спектакле Театра на Таганке и, наконец, поёт свои песни. Почему? Зачем?

Он хотел участвовать в том проекте, который затевал Уоррен Битти, чтобы завоевать Америку? Чтобы получить ещё одну степень свободы? В СССР ему было неуютно?

Действительно, советские чиновники от искусства как будто выталкивали Высоцкого. Им он был враждебен. Им, но не России. У Высоцкого не было звания даже заслуженного артиста. Его не принимали в союзы писателей и композиторов. Не издавали его стихов. Почему не было официального признания? Ведь он, в отличие от очень многих печатавшихся поэтов, не был скрытым антисоветчиком. Он был патриотом своей страны более, чем все министры и секретари союзов, вместе взятые. Его боялись и догматики, которые не понимали и не хотели понять, куда движется страна, и приспособленцы, которые использовали советскую власть в своих целях. Высоцкий был свободным человеком и честным художником, что у него могло быть общего с не хотевшими перемен ортодоксами и теми партийными циниками, которые всего через через десять лет будут дербанить Советский Союз? Умные идеологи подняли бы Высоцкого на щит, вовсю использовали бы его как патриота и государственника, но умных там не было, а с теми, кто был, он органически не совпадал.

uoren450x300.jpg
Уоррен Битти на съёмках

Но карьеристы-догматики – бог с ними! Высоцкого не признавали поэтом вроде бы единомышленники, поэты, и это его ранило куда сильнее. Характерен рассказ Янкловича о том, как Евгений Евтушенко как-то позвонил и пригласил Высоцкого на встречу с итальянским издателем, и он поначалу загорелся, но когда Евтушенко попросил Володю непременно захватить гитару, сразу потух, поняв, что Женя просто хочет им развлечь гостя. А вот, заметим, Бродский в Нью-Йорке одаривал Высоцкого комплиментами, называя его именно «большим поэтом».

Почему письмо до адресата не дошло, в фильме не объясняется. Возможно, либо сам Владимир Семёнович, либо Марина Влади сочли эту запись неудачной. Возможно, потому что Высоцкий в этой съёмке здоровым не выглядел – проблема с наркозависимостью уже стояла во весь рост, через год он умер.

А что было бы, если бы письмо дошло до адресата? Вряд ли бы в Голливуде состоялось второе рождение Высоцкого, тем более что в силу там входил очень похожий на него Чак Норрис. Да и никто из наших (начиная с Михаила Чехова) карьеры, соразмерной той, что была на родине, за рубежом не сделал.

Видимо, чтобы русскому чего- то добиться на Западе, врастать в чужую культуру надо ребёнком, как это было с Натали Вуд и Юлом Бриннером или Роже Вадимом и Милой Йовович. И дело не в языке. Мы, наверное, всё же отдельная цивилизация, кстати, в театральном искусстве в ХХ веке лидировавшая, а теперь подражаем и хотим понравиться тем, кто у нас когда-то прилежно учился.

Тэги: Александр Кондрашов Владимир Высоцкий
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всем сестрам по серьгам

    05.10.2022
  • Народный герой

    28.09.2022
  • Гений «озвучания»

    21.09.2022
  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Ниспровергатель лжи

    24.08.2022
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Пророк в своём Отечестве

    102 голосов
  • Один мальчик очень хотел стать историком

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
  • Чудеса и потрясения

    92 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS