Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 января 2025 г.
  4. № 1-2 (6966) (15.01.2025)
Литература Библиосфера

Непарадный портрет

16 января 2025

Галина Полтавская, Наталия Пашкина. Солнечный луч, или Человек со звезды. – М. – Ярославль: ООО ИПК «Индиго», 2024. – 219 с.: ил. – 500 экз.

Двойное название представляет собой сочетание перевода с немецкого языка фамилии её героя и отсылки к драме К. Виттлингера, которую он поставил ещё в студенчестве, сыграв в спектакле главную, знаковую для себя роль Ганса Кифера. Тогда, в середине восьмидесятых годов прошлого века, театральная Москва и узнала о Михаиле Зонненштрале, памяти которого Г. Полтавская и Н. Пашкина посвящают свой труд. Не мемуары и не монографию. В согласии с профессиональной принадлежностью героя книга задумана и воплощена как… спектакль. Декорациями здесь являются выразительные фотографии из различных архивов (художник – Наталия Мельгунова), главы именуются явлениями, а повествование заменяет «перекличка» разных по объёму реплик членов семьи Зонненштраля, его однокурсников по МАИ и Училищу им. Б.В. Щукина (курс А.Г. Бурова), коллег по родному с 1984 го Театру сатиры, а также по «Вернисажу» и Театру им. Моссовета, с которыми сотрудничал. Они становятся основными участниками этого печатного действа, а авторы – людьми от театра, уточняющими те или иные факты.

«Портрет» непарадный. Ведь книга не «датская». Почти совпав со столетием Театра сатиры, в летописи которого имя актёра занимает видное место, она не приурочена к каким-либо значимым моментам биографии Зонненштраля. А его жизненная история, как и у персонажа Виттлингера, действительно была сложной. Всё-таки Михаил Зонненштраль принадлежал к поколению, испытавшему наряду с эйфорией трудности слома советской системы и переходной эпохи. Преодолеть их ему не всегда удавалось без внутренних проблем. Но сохранить достоинство в критических обстоятельствах помогало доминировавшее в его характере творческое начало. Так что не случайно на этом свойстве натуры Зонненштраля акцентируют внимание все, кто рассуждает о нём. Причём рассуждают столь эмоционально, что нельзя не подключиться к их воспоминаниям. И это даёт шанс кому-то вновь встретиться, а молодёжи познакомиться с редкой, наиболее полно раскрывшейся именно в театре индивидуальностью, с незаурядным противоречивым человеком – неизменно сомневавшимся в себе и вместе с тем гармоничным, во всём стремившимся к совершенству. Будь то массовки, крошечные или масштабные образы. И тут, видимо, самый яркий пример – «тонко, трепетно, интеллигентно» сыгранный им Подсекальников из «Самоубийцы» Н.Р. Эрдмана, в чрезвычайно значимом спектакле для легендарного худрука Театра сатиры Валентина Плучека, который ценил исключительные личностные качества Зонненштраля, отдавая должное и его многогранному актёрскому таланту, и режиссёрскому дару – «не диктаторскому», деликатному. Поэтому, по мнению Натальи Карпуниной, работать с Зонненштралем хотели все. К его самобытным режиссёрским опытам тянулись и зрители. Особенно завсегдатаи Театра сатиры, которым помнятся спорный, «личностный» вариант «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова; пронзительный, но не сентиментальный спектакль «Как пришить старушку» Дж. Патрика с Ольгой Аросевой – Памелой; условный и отнюдь не лишённый психологических нюансов «Контракт» Сл. Мрожека с Зонненштралем – Морисом и Магнусом – Валерием Гаркалиным, который был обязан Зонненштралю «кардинальным изменением своей актёрской судьбы».

Впрочем, размышляя о Михаиле Зонненштрале, жалеешь о многом. И в первую очередь о его трагическом уходе летом 1997-го… Александр Андриенко предполагает: попытка пройтись по парапету балкона была продиктована желанием провести над собой какой-то рискованный эксперимент, дабы, подобно птице, ощутить абсолютную свободу. Версия красивая, хотя и странная. Но люди искусства и впрямь ни на кого не похожи. К ним нельзя подходить с привычными мерками, а только с пониманием и любовью. Как, собственно, и поступают Г. Полтавская и Н. Пашкина, чья книга вызывает смешанные чувства. Печаль от того, что всего сорок один год был отпущен Михаилу Зонненштралю. Но печаль эта светлая, если учесть то, как много сделал и какой глубокий след в сердцах современников он оставил.


Обсудить в группе Telegram

Майя Фолкинштейн

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS