Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 декабря 2025 г.
  4. № 50 (7014) (17.12.2025)
Литература Библиосфера

Неправильная правильность: «Песочные часы» Владимира Коблова

Рецензия Максима Замшева на новую поэтическую книгу Владимира Коблова «Песочные часы», вышедшую в издательстве «У Никитских ворот».

17 декабря 2025

Максим Замшев

Владимир Коблов. Песочные часы.

– М. : У Никитских ворот, 2025. – 80 с.

 

Владимир Коблов – поэт очень изобретательный. Его изобретательность не нацелена на усложнение поэтического стиля, она придаёт лёгкость, заставляет разные лексические и смысловые пласты заиграть по-новому. Он не выходит из классического канона, но ему скучно в слишком строгих канонических рамках. Он выходит из них с помощью ритмической свободы, с помощью широты тем.

 

Шагая Большой Никитской,

Вдыхаю тебя, Москва.

На время с тобою слиться

Мне помогают слова…

Они формулируют мысли,

Ложатся на белом в ряд.

Словно прозрачный «Рислинг»,

В июне которому рад…

 

Паузы создают интонацию, мы словно погружаемся в ритм шагов лирического героя. И узнаём эту пленительную атмосферу московского лета, в которой так обильно рождаются стихи.

Владимир Коблов умеет из природных явлений, из классических погодных условий, таких, как бабье лето, вытягивать длинные лирические нити:

 

Женская сущность мужчине приятна:

Мягко касаться цветного паркета.

Уложен старательно, мастерски, знатно.

Стремление нравиться  очень понятно.

А тонкое знание ей этикета –

Честь и достоинство бабьего лета…

 

Одушевление природы – приём не новый для мировой литературы. Но Коблов его использует смело, без притирок, сразу сопоставляя сущности.

Сущности, их сопоставление – это в принципе для Коблова важно. Он здесь заходит довольно далеко, всегда выбирая что-то интересное, не затёртое для такого своеобразного метафорического эксперимента, когда в метафоре главное – не сам образ, а его внутренняя контроверза.

 

Лужицы утром – под корочкой льда.

Их проверяют на прочность мальчишки.

Мартовский лёд – это та же вода,

Не из учебника и не из книжки…

 

Так поступать любопытство велит.

Смех от хрустящих по-зимнему корок!

Им же всё детство принадлежит.

Метод проверки знаком мне и дорог.

 

Владимир Коблов – лирик. Но пространство лирики он понимает не только как место для выражения чувств. Иногда он переходит к повествовательности, представляет нам мастерские зарисовки, из которых потом делает неожиданные выводы. Так, описанная им сцена, как две вороны отнимают у кота колбасу, приводит его к философским умозаключениям:

 

А вернувшись домой,

На плиту я поставлю чайник.

Скоро ты подойдёшь,

Будешь слушать и говорить.

Я… не уличный… твой!

В гавань бросивший якорь странник.

Слышь, Пегас… подождёшь?..

Надо музу сперва… накормить.

 

Коблов понимает, что поэзия при всей своей внутренней структурной организованности всё же не только математика. Да, поверять алгебру гармонией необходимо, но эта проверка зиждется на том, что гармония живёт по своим законам, которые определяет больше интуиция, нежели расчёт. Неслучайно одно из его стихотворений так и называется – «Неправильное стихотворение». «Неправильное» – это не говорит о каких-то ошибках, это попытка, и удачная, разорвать симметрию, дать строкам больше воздуха:

 

Ещё февраль.

По-зимнему он разный.

Не без лукавства женщина им дразнит.

Совсем не жаль

Ни солнца, ни снегов.

Ветра же завсегда при них в запасе.

Конечно, не указанные в прайсе.

И с ними он служить зиме готов.

Не думая,

Проходит тест на верность.

 

Владимир Коблов много размышляет в своих стихах. Его волнует всё, он вглядывается в суть вещей, явлений, пытается объяснить их по-своему, согласно своему опыту, своим размышлениям. Вот и о сущности поэзии он высказывается, предлагая нам если не разделить его точку зрения, то по крайней мере осмыслить.

 

Я уважаю искренность строки,

В которой пульс чувствительности полон.

Как часто с ним бываем мы строги…

А чувства там довольно высоки,

И потому вкус крови нашей солон…

 

Она течёт, пульсируя, не зря.

Похожи с ней у нас земные реки,

Готовые отдать себя в моря,

Нисколечко при этом не мудря.

И потому живут библиотеки…


Для Коблова важно не замедлять мысль, он перебрасывает мостики от строки к строке, быстро по ним перебирается и сразу же ―на новый мостик. Для него неприемлемы красивые, но тормозящие движение слов строки. Его поэзия горизонтальна, он стремится к осязанию формы, к её кульминациям.

Самоирония в поэзии – это признак того, что автор владеет поэзией, а не она им. Владимир Коблов часто применяет этот приём. И то, что он опирается на детали, характерные для сегодняшнего дня, делает эту самоиронию ещё более привлекательной.

 

Стоит брать у жизни… кредит?

Чтоб затем её… возненавидеть?

Если б можно было предвидеть

Возрастающий профицит…

 

Вот тогда бы я!.. Вот тогда…

Воплотил за одной другую

Пару мечт… О которых тоскую,

Для себя, может быть, без вреда…

 

Оказалось, подписан кредит

Мною был ещё до рождения.

Заголовок: «Кредит доверия».

И рабочая должность: «Пиит…»

 

Конечно, тревоги сегодняшнего дня не минуют поэта Коблова. Сейчас мысли о России, о её будущем стучатся в стихотворения, заставляют поэтов говорить жарко, убедительно и патриотично. Владимир Коблов не исключение. Его стихи о Родине похожи на хор многих русских голосов:

 

Укрыта белым Покрывалом Русь.

Оно у Богородицы – Пречистое.

Богатыри за нас воюют истово.

А в Подмосковье я за них молюсь…

 

Сегодня двадцать пятый Новый год.

И Рождество две тыщи двадцать пятое.

На искреннюю Родину, я ратую,

Победа Благодатью снизойдёт…


Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дороги ведут к храмам

    17.12.2025
  • «Собачье сердце»: печатать нельзя запретить

    17.12.2025
  • Константин Ваншенкин: «Я грустный, печальный поэт…»

    17.12.2025
  • Профессиональному стандарту «Писатель» - быть!

    17.12.2025
  • ЛГ-рейтинг

    16.12.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Проза Чечни Книга месяца от Анны Матвеевой Штрихкод
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS