Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Неприручённый Кручёных

01 января 2007

ШТУДИИ

125-летие «буки», «зудесника», «грандиозаря»

Одной короткой строчкой он дерзко и нахрапом вошёл в состав русской поэзии, плотно – невыдираемо – там укоренившись. Не так уж арифметически мало: скольким весьма даровитым стихотворцам не удалось и того.

Дыр бул щыл
Всего девять букв, сложенных в варварские звукосочетания, пробормоченные словно бы в бреду, а то и того хуже – с неприкрытой издёвкой. Но «индекс цитирования» их за минувшие без малого сто лет, можно утверждать смело, в разы превзошёл число печатных отсылок ко всему корпусу текстов, рождённых под маркой не одной усиленно рифмовавшей группы или направления.

Строка, нашаманенная в конце 1912 года «на собственном языке», чьи «слова… не имеют определённого значения», стала знаменем, жупелом, символом: для кого-то – саморазоблачительной пустоты, для кого-то – крайней точки литературного падения, для кого-то – яростно вдохновенного, не желающего знать никаких преград и барьеров творческого поиска. Символом свободного поэтического слова.

Сказать, что автор «дырбулщыла» был Поэтом Божьей Милостью, наверное, нельзя. Хотя археологические изыскания в толщах оставленного наследия – куда как непростой, стоит заметить, труд – способны вознаградить порой находкою приятной тяжести беспримесных самородков. Вот такой вот, к примеру, несомненный корунд:

ЗАБЫЛ ПОВЕСИТЬСЯ
ЛЕЧУ К АМЕРИКАМ,


также нашедший себе место где-то в дальних запасниках Грановитой палаты отечественного стихосложения. Или пассаж, куда менее извест­ный, но выразительно «самовитый»:

Тринадцатилетние будьте готовы
И ВАС ПРОЖУЁТ
ВАСИЛИСА ВЕСНА!
Наконец, первая строфа из сочинения 1914 года, из которой очень скоро, кажется, целиком выйдет, ровно из гоголевской шинели, всё ОБЭРИУ:

копи богатства беги отца
его оставив в ломовиках
замок покрепче на дверях
пусть с взглядом смуглой конницы
он за тобою гонится


По этим отрывкам видно, как старательно их сочинитель выдавливал из себя по капле, по строчке лирика, пиита. С таким же целеустремлённым усердием, с каким изживал в себе пугливого мещанина писатель Максим Горький, отметившийся пребыванием в одном из ночлежных домов славного города Херсона незадолго до того, как сюда переехала из губернской глубинки – посёлка Оливское Вавиловской волости – семья кресть­янина, выходца из Сибири Елисея Кручёных: жена-полька, сын Алёша, так вспоминавший впоследствии о первых детских своих соприкосновениях с реальностью: «Даже пытался обрабатывать землю, но больше, кажется, обрабатывал об неё свою голову, падая с лошади (не отсюда ли тяга к земле в моих работах?!)».

Человек странного происхождения, прозывавшийся как, ни дать ни взять, персонаж сомнительного водевиля, просто обязан был рано или поздно примкнуть к пёстрой компании молодых разночинных радикалов, «полукровок» и «инородцев», чей букет фамилий был словно бы нарочно выдуман каким-то записным газетным остроумцем. Братья Бурлюки, художники Малевич и Филонов, поэт Маяковский… Алексей Елисеевич Кручёных идеальным образом вписался в летучий отряд будетлян, вдруг – на рубеже «нулевых» и десятых годов прошлого столетия – острейшим образом почувствовавших, что существующее искусство больше не способно адекватно отражать вздыбливающуюся жизнь, что новые формы нужны, нет, адски необходимы. Более того, он стал, по мнению соратников, «самым прочным из футуристов». Первым – и в деле вгрызания в слово, прозекторского его разъятия с последующим конструированием на зачищенном поле собственного заумного языка; и в необузданности «дичайшего» эпатажа, когда на стремительно вошедших в моду футуристических вечерах он то неистово рвал «прицепленные к кафедре афиши и программы», то плескался чаем, попутно обличая всех и вся врезавшимся в память свидетелей «пискливым» голосом. И в производстве поставленных на поток манифестов, и в книгоиздательской деятельности Кручёных также был в авангарде авангарда, выпустив за двадцать лет работы, согласно собственноручному библиографическому списку, целых 140 «нумеров» малотиражных, преимущественно литографированных, сделанных на гектографе или методом стеклографии.

Когда же в начале 30-х с этим самиздатом кустаря-одиночки волей-неволей нужно было заканчивать, испытанный и непреклонный чернильный боец, партизан-словесник нашёл для себя новую заповедную делянку. Он стал собирателем, самоназначенным архивариусом отечественного авангарда (и не только его одного, а всей передовой культуры в целом), коллекционером автографов: в РГАЛИ в необъятном кручёныховском фонде хранится специальный мандат, выданный компанией приятелей-литераторов во главе с Олешей и Светловым и производящий его в «начальника автографов писателей СССР». Там же находятся десятки изготовленных им уникальных альбомов – памятников боевой эпохе, изготовляемых теперь уже в количестве экземпляров – 1 шт., но вдоволь напоённых тем «безусловно патетическим и напряжённым отношением к поэзии», которое бог весть когда заметил и отметил у напропалую паясничающего на эстраде пискуна крайне чуткий на подобные вещи Осип Мандельштам, в целом считавший Кручёных-поэта «совершенно несостоятельным и невразумительным».

А Маяковский, который, несмотря на общее прошлое, явно испытывал к нему сложный комплекс чувств, рассматривал рече­творчество Кручёных как «помощь грядущим поэтам». Думается, он был всё же не совсем прав. Кручёных в отличие от своего соавтора Велимира Хлебникова отнюдь не «поэт для поэтов». Он – поэт (и личность) прежде всего для исследователей. В этом качестве остающийся, думается, непревзойдённым.

Таким, как он, не возводят памятников. Но мемориальную доску Алексей Елисеевич Кручёных несомненно заслужил на доме бывшего ВХУТЕМАСа у Мясницких ворот, где в одной из каморок (доверху заполненных книгами, рукописями и прочими материальными свидетельствами живой культуры) последний из могикан, нищий старик, входивший некогда в сонм «Председателей Земного Шара», дожил до 1968 года. А на доске этой будет вполне достаточно выбить только три странных заумных слова, всего девять букв…

 

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS