Название новому спектаклю театра «У Никитских ворот» дал рассказ Владимира Набокова «Истребление тиранов». Режиссёр, художественный руководитель театра, народный артист РФ Марк Розовский свёл в одном театральном полотне произведения писателей и драматургов, живших в разные эпохи (между некоторыми из них – расстояние в две с лишним тысячи лет), относившихся к разным общественным сословиям. Стихи, прозу, фрагменты пьес объединяет одно – неприятие деспота – теоретика и практика насилия как способа сохранения себя у власти. Исторические личности и литературные персонажи предстают перед зрителем во всём своём уродстве: они вызывают страх и отвращение, они ужасны и смешны одновременно. Простое перечисление имён писателей, чьи произведения вошли в спектакль, говорит само за себя: помимо Набокова это Светоний, Пушкин, Салтыков-Щедрин, Чехов, Брехт, Маркес, Чуковский, Окуджава, Евтушенко...
Марк Розовский воспитывает свою труппу на высокой литературе и «выводит» на сцену лучшие её образцы. Литературная первооснова настолько мощна, что просто заставляет актёров быть на уровне. Вот в чём один из секретов успеха его постановок, в частности «Истребления тиранов». Образы деспотов разных времён и мастей предстают в исполнении заслуженного артиста РФ Юрия Голубцова, Владимира Давиденко и Валерия Толкова. Они буквально потрясают своим трагикомедийным дарованием. Налицо и ирония, и гротеск, и высокая комедия, и большая работа души и ума. Очевидно, что без наличия интеллекта передать подобный материал невозможно. Взять хотя бы звучащие в спектакле стихи Булата Окуджавы, практически широкой публике неизвестные. Режиссёр поставил перед артистом Валерием Толковым задачу сложную – ведь он от имени поэта произносит очень личные слова.
Фото с сайта театра.
«Истребление тиранов» – это образец литературного театра, где уровень материала чрезвычайно важен, однако не менее важен и сам театр как зрелище, визуально богатое действие. Здесь значительную роль играют свет (художник – Евгений Братяков) и декорации Александра Лисянского, создающие хорошо читаемый постановочный образ: неумолимые колёса истории или машина власти.
Спектакль острый, он как пощёчина той истории, в которой действовали эти злодеи и тираны, существовали многообразные формы унижения и уничтожения людей. Маркес как-то признался, что ему всегда хотелось написать книгу об абсолютной власти, и он создал «Осень Патриарха». «Истребление тиранов» – это спектакль об абсолютной власти и о том, к чему она приводит.
Марк Розовский сказал о постановке: «Что такое театр? Это гуманизм в действии. А наше действо и есть это действие. Гуманизм – главная миссия современного искусства!» Из спектакля в спектакль театр «У Никитских ворот» утверждает свою гуманистическую линию. Все спектакли театра обозначают чёткую позицию отстаивания гуманизма в искусстве.
Позицию, наличие которой сейчас – большая редкость!