Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 февраля 2021 г.
Искусство

Неприятие деспота

Большая литература на Большой Никитской

24 февраля 2021

Название новому спектаклю театра «У Никитских ворот» дал рассказ Владимира Набокова «Истребление тиранов». Режиссёр, художественный руководитель театра, народный артист РФ Марк Розовский свёл в одном театральном полотне произведения писателей и драматургов, живших в разные эпохи (между некоторыми из них – расстояние в две с лишним тысячи лет), относившихся к разным общественным сословиям. Стихи, прозу, фрагменты пьес объединяет одно – неприятие деспота – теоретика и практика насилия как способа сохранения себя у власти. Исторические личности и литературные персонажи предстают перед зрителем во всём своём уродстве: они вызывают страх и отвращение, они ужасны и смешны одновременно. Простое перечисление имён писателей, чьи произведения вошли в спектакль, говорит само за себя: помимо Набокова это Светоний, Пушкин, Салтыков-Щедрин, Чехов, Брехт, Маркес, Чуковский, Окуджава, Евтушенко...

Марк Розовский воспитывает свою труппу на высокой литературе и «выводит» на сцену лучшие её образцы. Литературная первооснова настолько мощна, что просто заставляет актёров быть на уровне. Вот в чём один из секретов успеха его постановок, в частности «Истребления тиранов». Образы деспотов разных времён и мастей предстают в исполнении заслуженного артиста РФ Юрия Голубцова, Владимира Давиденко и Валерия Толкова. Они буквально потрясают своим трагикомедийным дарованием. Налицо и ирония, и гротеск, и высокая комедия, и большая работа души и ума. Очевидно, что без наличия интеллекта передать подобный материал невозможно. Взять хотя бы звучащие в спектакле стихи Булата Окуджавы, практически широкой публике неизвестные. Режиссёр поставил перед артистом Валерием Толковым задачу сложную – ведь он от имени поэта произносит очень личные слова.


Фото с сайта театра.

«Истребление тиранов» – это образец литературного театра, где уровень материала чрезвычайно важен, однако не менее важен и сам театр как зрелище, визуально богатое действие. Здесь значительную роль играют свет (художник – Евгений Братяков) и декорации Александра Лисянского, создающие хорошо читаемый постановочный образ: неумолимые колёса истории или машина власти.

Спектакль острый, он как пощёчина той истории, в которой действовали эти злодеи и тираны, существовали многообразные формы унижения и уничтожения людей. Маркес как-то признался, что ему всегда хотелось написать книгу об абсолютной власти, и он создал «Осень Патриарха». «Истребление тиранов» – это спектакль об абсолютной власти и о том, к чему она приводит.

Марк Розовский сказал о постановке: «Что такое театр? Это гуманизм в действии. А наше действо и есть это действие. Гуманизм – главная миссия современного искусства!» Из спектакля в спектакль театр «У Никитских ворот» утверждает свою гуманистическую линию. Все спектакли театра обозначают чёткую позицию отстаивания гуманизма в искусстве.

Позицию, наличие которой сейчас – большая редкость!

Тэги: Театральная площадь Иван Валентинов
Обсудить в группе Telegram

Иван Валентинов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Царство детского творчества

    25.04.2025
  • Из «Папиных дочек» к Джульетте

    24.04.2025
  • Чайкой в небе тоска

    17.04.2025
  • Несчастливые дни

    02.04.2025
  • Актёр и гражданин

    21.03.2025
  • Дыхание как искусство жизни

    1121 голосов
  • Творцы судеб

    547 голосов
  • Живая классика

    159 голосов
  • Марк Варшавер с расширенными полномочиями

    104 голосов
  • Любовь вне хронотопа

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS