Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 марта 2021 г.
Телеведение

Непроветренный север

Новый фильм Ренаты Литвиновой оставляет у публики те же впечатления, что и старые картины

02 марта 2021
Рената Литвинова

«Лирики» (преимущественно женщины) умиляются красотам, «физики» (в основном мужчины) сетуют на смысловой вакуум, критики же, впадая то в физику, то в лирику, пытаются соединить несоединимое и объяснить необъяснимое. Соответственно, среднезрительская оценка фильма располагается ниже середины шкалы, а среднекритическая – в середине верхней половины.

Судя по откликам, зрители затрудняются определить жанр картины и прибегают к сравнениям: для одних она сродни сновидению, для других похожа на грёзу, для третьих – на фэнтези, четвёртые уподобляют её сказке, пятые кивают на алкогольный галлюциноз, шестые – на «укуренность» режиссёра. Однако есть и те, кто отрицает эфемерность фильма и настаивает на его чувственной плотности, утверждая, к примеру, что он «упруг, как зимняя заснеженная дорога, звенит, как замёрзшее озеро, и дышит осязаемо, как большой меховой зверь». Но подобные живописания, естественно, вызывают у других зрителей подозрение, что их авторы смотрели картину в том же состоянии, в котором пребывала её создательница.

В действительности фильм основан на пьесе Литвиновой, с успехом поставленной в МХТ, и сохраняет её сценический характер. Ведь спектакль играется «здесь и сейчас», не продолжаясь ни за пределы сцены, ни за временные границы представления, тогда как жизнь, показываемая в кино, существует не только внутри, но и вне рамок экрана и не заканчивается с концом фильма. Экранизаторы пьес, учитывая это принципиальное различие между видами искусства, внедряют кинематографическое действие в окружающую среду, чтобы добиться гомогенности зрелища. Не то в «Северном ветре» – театральный мирок, как ни старайся вписать его в окрестный и дальний пейзаж, куда порой выглядывает камера Олега Лукичева, остаётся таким же чужеродным телом, каким был бы фрагмент костюмно-исторической картины, вклеенный в полотно импрессиониста. Столь же бессвязно и внутриэкранное устройство этого выдуманного Литвиновой и названного ею Великим Матриархатом места, оно же замок, смахивающий на огромную ветшающую антикварную лавку, в которой устроено дефиле. Неясно даже, как управляющие им дамы ухитрились произвести наследников и наследниц, не вегетативным же путём и едва ли от духа святого – ведь на тысячу вёрст вокруг, как намекают сами управительницы, нет ни одного стоящего мужика, и чем правит это бабье царство, кроме снега и льда, то ли бог весть, то ли чёрт его знает. Ясно лишь, что фильм не предполагает вопросов к тому, что в нём происходит, – затем что ветру и орлу (орлов на экране, правда, нет, но есть чёрный ворон) и сердцу девы-сочинительницы нет закона. Что, конечно, не только не исключает разного рода толкований видимого, но и способствует оным – особенно тем, что сопрягают его с современностью – падение нравов, фин ду сьекль, гибель империи эт сетера.

Персонажей в «Северном ветре» десятка полтора, но действующим лицом можно назвать только Маргариту в исполнении, как несложно сообразить, самой Ренаты. У неё имеется сын Бенедикт (Антон Шагин), рождённый неведомо от кого, у сына – жена Фаина (Софья Эрнст), с которой он сочетался браком после того, как её сестра, она же его невеста, стюардесса Фанни (дочь Литвиновой Ульяна Добровская) родом из фильма «Небо. Самолет. Девушка» погибла в закадровой авиакатастрофе. Словом, попробуйте быстро и без запинки: дочь исполнительницы главной роли, исполняющая роль невесты сына той, чью роль исполняет главная исполнительница, женившегося на сестре своей невесты...

Само собой понятно, что ввиду отсутствия Александра Македонского разрубить сей виртуально-инцестуальный гордиев, точнее, литвинов узел может лишь новая смерть, причём насильственная. Любящая матушка долго троллит нелюбимую невестку (родившую ей любимого внука), пытаясь свести её с ума, а затем произносит претендующую стать мемом фразу: «Для плохих дел у нас есть плохие люди», приказывает своему лакею придушить её, чтобы сесть в невесть откуда взявшееся авто и под снег, да ветер, да под песню Земфиры «Я злой человек, я свой человек» покатиться по зимней дороге, показывая зрителям в фас и профиль своё идеально гладкое лицо без тени морщин и сомнений. Трудно сказать, какова мораль сей песни, кроме той, что есть женщины в русских северных замках, но удаление из фильма всего, что предшествовало этому драйвовому клипу, много поспособствовало бы его украшению в глазах зрителей, которые хотят, чтобы им не просто делали красиво, но чтобы в красоте помимо аллюзий, реминисценций и ассоциаций, перечисляемых любителями литвиновского творчества, был хоть какой-то смысл.

Тэги: Виктор Матизен PROCONTRA
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Души в пустыне

    09.03.2022
  • Трагедия, фарс, мелодрама

    91 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • По стопам «Сволочей»

    71 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS