Новорусская публика
По-новорусски выполнить обещание, данное лоху, – это унизить себя, или, как говорят в околоуголовной среде, «опустить». А лохи для них – мы с вами. Но если несколько лет назад в глубинке народ, в общем-то, был ещё довольно доброжелательный, то сегодня таких новорусских уже много, особенно среди предпринимательского сословия. Зараза распространяется быстро. Боюсь, что просвещением эту публику не возьмёшь.
Чужие люди
Современное городское общество – это во многом общество жёстких индивидуалистов, почти не связанных с историей и традицией. Сказанное не означает, что определённые коллективистские ценности и духовность совсем исчезли из социума и не проявляются. Но они не являются доминирующими, и вся социальная и экономическая среда не способствует формированию ценностей положительного коллективизма и положительного индивидуализма, взаимопомощи, новой солидарности.
Новые индивидуалисты вообще мало обращают внимания на других людей. Это проявляется и в бесконечных разговорах по мобильным телефонам – что в транспорте, что при переходе улицы, что при выходе из вагона метро, что при входе в троллейбус. То, что это мешает другим людям и может создать аварийные ситуации, никого не волнует.
Новые индивидуалисты-атомисты в значительной степени утратили нормальные представления о том, о чём можно говорить в общественных местах, о чём лучше не надо. Дело даже не в мате или в убогой речи. Ведь есть темы частные, интимные, которые раньше подавляющее большинство людей затрагивали только в приватной обстановке. Но представителей новых генераций россиян это тоже не волнует, и личное самоутверждение зачастую реализуется при игнорировании общественных интересов.
Мы действительно уже живём в новой российской реальности, неороссийском обществе – с глубокими социальными разломами, проблемами, с низким уровнем культуры. Из этого и надо исходить, а не возрождать старые и городить новые мифы. В ближайшее время обществу прежде всего требуются новая гуманизация и новое просвещение.
Не ныть
Нельзя вину за несимпатичный для нашего сознания образ современного молодого поколения сваливать целиком и полностью «на последние 20 лет» (как стало модно делать сейчас). Ведь в создании этого образа изрядно поучаствовала и предшествующая эпоха. Гадить в собственных подъездах научились не сейчас. Гадить в подъездах учились ещё те, для кого этот подъезд уже не был частью родного дома (ведь квартира, дом были государственными, а государство сегодня дало, а завтра взяло).
Пресловутая же «манежка», которую, можно сказать, «подняли на знамёна» и любят теперь приводить в пример в качестве «пробуждающего ОБЩЕнационального сознания», – это именно проявление «младонационализма», «национализма для себя», деятельность структурированных неформальных полукриминальных группировок.
Что же делать в создавшейся ситуации? Прежде всего не ныть, терпеливо нести свой крест на своём месте и изо всех сил стараться не изменять своей совести.
Нет ответов
После десятков лет жизни в информационной блокаде, созданной ленинистами-сталинистами, у народа развилось массовое слабоумие. Люди с трудом ориентируются в окружающем мире, оказавшемся куда более сложным, чем его изображали борцы с буржуазной идеологией. И в этих условиях действительно начала формироваться новорусская нация, опирающаяся в реальной жизни на «прагматическую редукцию». Этот подход даёт на низших уровнях непосредственные полезные результаты. Но жизнь ведь сложнее всяких редукций. И кто сможет дать ответы?
Без культуры – распад!
Неуважение к своему родному языку показывает отношение власти и к русскому народу. Наше руководство не понимает, что русский народ именно своей этнической культурной основой и смог цементировать и русскую империю, и Советский Союз. Если будет забыта русская культурная основа, распад государства неминуем. Когда говорят, что Крещение Руси принесло в Россию культуру, на самом деле это не так, византийское православие не противоречило русской культуре. Сейчас много говорят о воссоздании православной культуры, традиции изучения её основ, но сам вопрос поставлен неправильно. Необходимо поставить вопрос о восстановлении поруганной и частично утерянной РУССКОЙ культуры, в которой православие, религия занимали пусть и значительное, но всё же подчинённое место.
Когда государство в своей культурной политике работает против культуры своего народа, то можно сделать один из двух выводов: либо у этой страны оккупационное правительство, выполняющее волю своего хозяина, либо руководство данной страны желает сильной рукой изменить культурный менталитет своего народа. Но, как правило, это всегда кончалось в истории или развалом государства, или революцией. Или народ так интерпретировал навязываемую ему культуру, что через некоторое время эта навязываемая культура становится неузнаваемой и сливается с культурой народа.
Я по своему рождению армянин, мои предки начали служить России с Азовских походов Петра Первого, они роднились с представителями других народов Российской империи и всегда служили русскому народу.