В издательстве «Петрополис» вышла новая книга старейшего петербургского писателя.
На обложке – строки Маяковского, объясняющие название: «Мир опять цветами оброс, / у мира весенний вид. / И вновь встаёт нерешённый вопрос – / о женщинах и о любви». Прожив долгую жизнь, написав много достойных книг, автор, в октябре прошлого года отметивший 95-летие, с высоты своего опыта размышляет, пожалуй, о самой сложной теме литературы – о закономерностях торжества и краха любви.
В вечную тему «о женщинах и о любви» книга Анатолия Белинского вносит свою ноту, которая не затеряется в хоре писательских голосов, настолько своеобразен его подход к её отражению. Автор пишет о драматических, а подчас трагических судьбах русских женщин – спутниц жизни классиков отечественной литературы. При этом за описанием и анализом биографических перипетий скрываются размышления о смысле и природе любви.
В основе повествования лежит исторический принцип. Рассуждая о конкретных личностях (Е. Дашковой, А. Смирновой-Россет, Н. Пушкиной, Н. Герцен, возлюбленных и жёнах Ф. Тютчева, Н. Чернышевского, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, А. Блока, Н. Гумилёва, В. Маяковского, М. Булгакова), писатель неизбежно характеризует и время, в которое они жили. Он словно ведёт читателя по страницам истории, начиная с петровских времён и «блестящего века Екатерины», и далее через эпоху Просвещения и русский романтизм движется к эпохе реализма ХIХ века и первой трети века ХХ. Рассказы об истории отношений наших классиков с женщинами основаны только на фактах и не изобилуют оценками, хоть и не лишены их (своё мнение писатель высказывает в лирических Intermezzo). Но, собранные в одну повествовательную линию, эти сюжеты позволяют взглянуть на известных личностей с новой стороны и ставят много вопросов о нравственных основах их жизни и творчества. Автор пытается найти ответы на эти вопросы, понимая, что они навеки останутся нерешёнными.
Сам писатель в аннотации к изданию отметил, что его интересует «светлая и тёмная сторона чувства Эроса в человеческой жизни, отражённая в биографиях хорошо известных личностей русской истории». Именно включённость в человеческую природу противоречивых взаимодействий разных сторон Эроса является главным объектом размышлений в книге. С этой точки зрения можно писать о любом человеке, но в личностях известных связь тёмных и светлых начал всегда проявлена наиболее ярко.
Важно подчеркнуть, что автор книги далёк от модных ныне посылов «копания в грязном белье». Напротив, в повествовании ясно прочитывается то главное, что явилось причиной интереса автора к поднятой им теме, – сочувствие к женщине, уважение к женской доле и скрытый, а порой явный упрёк мужчинам, которые не смогли дать своим возлюбленным счастье и покой.
Книга читается на одном дыхании, как хороший роман. И, как хороший роман, заставляет задуматься о многих и многих вещах, касающихся любого человека, в конечном итоге о вечном русском вопросе – смысле жизни и смерти.
Татьяна Федяева