Название фестиваля читателям «ЛГ» знакомо – с 2000 года мы регулярно освещали события замечательного телекинофорума (тогда он назывался просто «Вместе»), но по разным объективным и субъективным причинам начиная с 2020 года кинофестивали в Ялте не проводились – ковид, военные действия и отсутствие авиасообщения в Крыму…
Однако творческий актив телекинофорума – его президентом стал декан Высшей школы телевидения МГУ, выдающийся журналист Виталий Третьяков – прилагал все усилия для возрождения фестиваля. Тем более что конкурсов, где рассматривается телевизионное творчество во всём его многообразии (от студенческих работ до масштабных сериалов), крайне мало. А сейчас, в эпоху СВО, когда яростная информационная война ведётся на всех фронтах медийного поля, особенно важно давать оценку сделанному и расставлять приоритеты. И профессиональные, и нравственные.
И вот благодаря финансовой поддержке правительства Москвы, а также помощи руководства Крыма и Ялты «прорыв блокады» состоялся. Несмотря на тревожную военную обстановку, в благословенную Ялту смогли приехать десятки выбранных отборочной комиссией номинантов двух конкурсов: «Телевизионные игровые фильмы» и «Телевизионные документальные фильмы и программы» (всего же в конкурсе участвовало около 200 работ).
Как и в прошлые годы, программа фестиваля была очень насыщенная. В местных кинозалах демонстрировались конкурсные работы, а в ялтинском драматическом театре проводились традиционные круглые столы. В них участвовали замечательные журналисты, кинематографисты и деятели культуры: народные артисты России Юрий Назаров, Илья Резник, Заур Тутов, Людмила Гладунко, председатель оргкомитета фестиваля Борис Токарев, президент телекинофорума Виталий Третьяков, писатель Юрий Поляков, руководитель телеканала союзного государства «БелРос» Николай Ефимович, режиссёр-документалист, директор московского Дома кино Екатерина Головня, заместитель генерального директора РЕН ТВ, телеведущий Игорь Прокопенко и многие другие.
Темы дискуссий о ТВ и кино в эпоху СВО определяли их жар и остроту: «Как избавиться от пошлости в развлекательном сегменте ТВ?», «Почему так мало хороших фильмов о войне (да и о мире тоже), что должно делать государство, чтобы исправить ситуацию в кинематографе и на телевидении?», «Кто тормозит продвижение патриотического кино, как поддержать тех, кто, несмотря ни на что, делает талантливые фильмы?».
По традиции участники пришли в музей Чехова (когда-то телекинофорум подарил Ялте памятник «Чехов и Дама с собачкой»), было много творческих встреч, и, конечно, состоялся футбольный матч между командами участников фестиваля и правительства Крыма.
Но о главном – о конкурсах.
Лучшим игровым сериалом признан 11 серийный фильм «Десять дней до весны» (режиссёр Ким Дружинин). Сериал показывал канал НТВ этой весной, в дни, когда отмечалось десятилетие возвращения Крыма в состав России. Не всё в нём идеально (впрочем, фильмов без недостатков не бывает), но он абсолютно соответствует теме и задачам телекинофорума «Мы вместе». По мысли и по духу.
Место действия – Крым, Киев, Москва; время – 2014 год, майдан, антимайдан, крымская весна. Действующие лица – представители семьи Жилиных. Они очень разные, но смерть главы семьи, ветерана из Севастополя, собрала их всех в отчем доме. Это сестра Наталья (Карина Андоленко), брат Андрей (Пётр Рыков), талантливый хирург, разменявший свой дар на бизнес в московской клинике пластической хирургии, и Николай (Александр Голубев), офицер «Беркута», защищающий законную власть от неонацистов на майдане. Его сын, студент киевского института (Максим Сапрыкин), после того как на майдане погибла его невеста, возненавидел «Беркут» и под влиянием брата возлюбленной, идейного бандеровца Степана, встаёт в ряды самых оголтелых русофобов.
Сериал снят так, что невозможно отличить, где документальные кадры из архива майдана, а где художественное кино. Вставала картина организованного в центре Киева преступного безумия, галерея типических образов «майданутых», и не сразу понятно, кто прав, кто виноват, кого спровоцировали, а кто стоял за справедливость. Показано страшное противостояние, завершившееся победой «революции гiдности».
Лидер боевиков Степан здесь главный отрицательный персонаж. Он инфернальное зло, он против всех Жилиных, всех москалей, всей России. И актёрская работа Николая Клямчука самая страшная, достоверная и притягательная. Хорошо сыграны и другие майданные персонажи, например двуличный чин из МВД Украины (Юрий Батурин) и коварный резидент украинских спецслужб (Александр Доронин). Но Степан воспринимается как абсолютно реальный персонаж, это – враг, который пойдёт на всё, чтобы нас уничтожить. В кино ему победить не удаётся – Жилины преодолевают все семейные проблемы, объединяются и встают на защиту Родины.
Однако ощущение тревоги остаётся. Сериал кроме закрученного сюжета, неожиданных поворотов в судьбах героев имеет важную мобилизующую составляющую. Всё-таки для нас война – это что-то далёкое. Очень многие её не замечают, беззаботно веселятся, полагая, что всё само собой рассосётся, а некоторые (так называемые ждуны) саботируют и тормозят патриотические порывы, ждут поражения России в противостоянии с Западом (об этом тоже много говорилось в дискуссиях телекинофорума). Война у наших ворот и может ворваться в каждый дом.
Лучшей короткометражной лентой признана киргизская «Вода» (режиссёр Жанар Нурбакова). Она вроде простая, но глубокая, философская, касающаяся главного – того, как по-разному люди в засушливой стране относятся к источнику жизни – воде. Жители «цивилизованного» города и высокогорного селения.
В конкурсе неигрового кино тоже было много очень разных и интересных работ. Лучшим документальным фильмом признан «Александр Меншиков. Кавалер номер семь» Юлии Мавриной из цикла «Настоящее-прошедшее» канала «Культура». Сподвижник Петра предстал в фильме непривычным, очищенным от тех мифов «об Алексашке», которые веками искажали образ выдающегося деятеля русской истории.
В номинации «Специальный репортаж» победило «Золото Крыма» (режиссёр Ольга Кравчук), а лучшей телепрограммой признана «Майя Плисецкая, которую мы не знали» (телекомпания «БелРос», Дина Барковская).
Среди важных номинаций телекинофорума одна устремлена в будущее – это «Лучшая студенческая работа», в ней были сильные дебюты, в том числе «Игра в темноте» Елены Орленко (ИСИ), а лучшим признан фильм студентки ГИТР Элины Рагимовой «Позывной «Поэт» о герое-добровольце, погибшем на СВО.
В специальной номинации «Вместе победим!» победила лента «ШтурмА» (Максим Тарасов). А приз президента телекинофорума под горячие аплодисменты зрительного зала Виталий Третьяков вручил создателям фильма о сибиряках, сражающихся в Донбассе, «Из Сибири по зову сердца».
Дипломами были отмечены: «Меч Мономаха» (режиссёр Виталий Максимов рассказал в фильме о прообразе знаменитой статуи в Трептов-парке – белорусе Трифоне Лукьяновиче, спасшем в Берлине немецкую девочку и убитом нацистским снайпером), а также фильм «И будет музыка. Алексей Бутаков» (Денис Чуваев) и «Лист ожидания» (Александр Ефремов).
Гран-при фестиваля получил Игорь Прокопенко за передачу «Для чего создавали советскую Украину?» из документального цикла канала РЕН ТВ «Спросите Сталина». Лауреат рассказал, что его деды были репрессированы и никаких симпатий к Сталину он не испытывал, но когда познакомился со многими уникальными архивными документами, когда заглянул в настоящее прошлое нашей страны, то пришёл к выводу, что в нём очень много поучительного. Обдумывая нынешние насущные вопросы, крайне важно и полезно знать, как на них отвечали руководители нашего государства 70 и более лет назад. И многое предстанет совсем не так, как мы привыкли думать.
Первый Ялтинский телекинофорум «Мы вместе», посвящённый 10 летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, успешно завершился. Желаем будущим участникам, крымчанам и всем вместе защитникам Отечества творческих и других побед. Их мы «приближали как могли».