Дело было так. В 2008 году уральскими поэтами Арсением Ли, Аллой Поспеловой, Алексеем Евстратовым и Андреем Пермяковым было основано Товарищество «Сибирский тракт». За прошедшие десять лет Товарищество провело множество литературных акций, направленных на ознакомление российских любителей поэзии с творчеством авторов из самых разных городов и весей. А позже, в 2015 году появилось издательство «СТиХИ» (Сибирский Тракт и Хорошие Индивидуальности). Главная цель этого издательства – представление читателю качественной современной литературы.
Книги поэтической серии «Срез» – попытка создания объективной картины нынешней российской поэзии, в которой бы присутствовала как традиционность, так и непременная оригинальность. Заложенную концепцию подчёркивают и сами томики серии. Форма книг довольно необычна: их верхний обрез скошен от корешка под незначительным, но заметным углом.
Алла Поспелова, главный редактор издательства «СТиХИ»
Родом из народа
Максим Жуков. Как полный… Сборник стихотворений. М.: издательство «СТиХИ» (+Белград (Сербия), издательство «Agnosta»), серия «Срез» (книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт»). 2018 84 с. ил.
Жуков известен читателям «Литературки» – здесь выходили его стихотворные подборки, рецензировались некоторые из его книг. Нужно сказать, что и в последнем своём сборнике он остался верен себе, тексты его всё так же брутальны, так же насыщены энергетикой, автор по-прежнему наблюдателен и ироничен:
Тот человек – в большом был да и в малом –
Одновременно: жертва и злодей;
Считал себя, конечно, либералом
И не любил, как следствие, людей.
Удивляет лишь, что в книге довольно много старых стихов, входивших ещё в предыдущие сборники. Впрочем, новые тексты у автора не сильно отличаются от старых по содержанию:
Под этот вальс в родном краю –
Чего бы ни хотел –
Я сорок девять лет курю
В сторонке не у дел.
Жукова к оптимистам никак не отнесёшь. Любимая его тема – это кризис среднего возраста и осознание своей ненужности в мире. Да и мир в его описании тоже выглядит далеко не радужным:
Среди лая жучек и трезоров,
Ночью, по дороге на вокзал,
Мастерицу виноватых взоров
Кто-то проституткой обозвал.
Кому-то эти тексты могут показаться чрезвычайно мрачными, лишёнными катарсиса и вообще навевающими тоску. Но жизнь состоит не из одних лишь радостей, поэтому трудно обвинять поэта в том, что он не хочет веселиться. Жуков представляет определённый слой нашего общества – это обычные люди за 40, не сделавшие карьеры, – охранники, водители, рабочие, – вкусившие все «прелести» перестройки и «лихих девяностых», пережившие безденежье, безработицу и многое другое. Это если и не озлобленная, то крайне пессимистичная масса, которая отмахивается от громких лозунгов и не верит в светлое будущее. В этом смысле поэзия Максима Жукова является любопытнейшим документом, рассказывающим о нашей эпохе так, как видит её «простой, но умный человек».
Парит, где хочет
Игорь Караулов. Конец ночи. Сборник стихотворений. М.: издательство «СТиХИ», серия «Срез» (книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт»), 2017 88 с. ил.
В аннотации сообщается, это четвёртая книга московского поэта и переводчика Игоря Караулова, в которую вошли стихи 2015–2016 гг. Основу настоящего сборника составили верлибры и вольные стихи, хотя вообще-то Караулов больше известен как автор силлабо-тонических текстов. Во всяком случае, в «нулевые» годы силлабо-тонические стихи Караулова были достаточно популярны. Теперь же автор, не мудрствуя лукаво, записывает свои воспоминания и размышления, освободившись от строгих правил стихосложения:
А я
был первым учеником,
слова словесницы ловил на лету,
был обожаем химичкой,
всезнайствовал, получал по морде.
Влюблялся в одних отличниц.
Зачитывал до дыр «Книгу юного атеиста»,
в библиотеке брал альманахи
научной фантастики.
Вполне возможно, что тем, кто помнит старые стихи Караулова, этот сборник не очень понравится. Но автор, судя по всему, меньше всего думал о реакции читателей. Куда важней для него собственные мысли и наблюдения:
Счастлив живущий возле хлебозавода,
ему не нужно ходить за хлебом,
он питается жертвенным ароматом
саечек, и в этом подобен богу,
и божественно строен.
Афористичность автора здесь не искусственная, а, что называется, от природы. Караулов умеет несколькими строчками написать вполне отчётливую картину, которая будет вспоминаться, даже если забудется само стихотворение:
Всё решают огромные батальоны,
жадные увесистые стволы,
в своей прямоте уже содержащие
выстрел.
Рифмованных стихов в книге почти нет. А те, которые встречаются, плохими не назовёшь. Но и не сказать, чтоб они были выдающимися:
Мне приснилась она, мне приснилась она,
молодая Мария Живаго
в обрамлении белого полотна,
как на скатерти белого флага.
В целом, конечно, это сборник на любителя. Или для очень горячего поклонника Караулова. От человека с именем в литературе всегда ждёшь чего-то неординарного, прыжка над планкой, новых откровений, да просто таких текстов, которые захочется перечитывать. А ему самому, как видим, хочется порой совсем другого…
Между небом и землёй
Рафаэль Мовсесян. По праву зрения. Сборник стихотворений. М.: издательство «СТиХИ», серия «Срез» (книжные серии товарищества поэтов «Сибирский тракт»). 2017 74 с. ил.
Как пишет в предисловии к книге Алексей Алёхин, главный редактор журнала «Арион», Мовсесян – «это новое в нашей поэзии имя». Что ж, новых имён в нашей литературе всегда было с избытком. Но далеко не каждое в ней осталось. Как нельзя точнее о Мовсесяне-поэте скажет его собственное стихотворение:
земля замёрзла до костей,
на небеса глядит.
и под её спиной, под ней
ещё земля лежит.
и мальчик ковыряет снег
ботинком у сосны,
чтоб птице мёртвой был ночлег
хотя бы до весны.
Первая строфа довольно слабая, с грубоватой рифмой глядит-лежит и с невнятными третьей и четвёртой строками. Понятно, что именно хотел сказать автор, но ему явно не хватило усидчивости (или мастерства?) довести текст до ума. А вот вторая строфа стихотворения хороша. Тут трудно к чему-то придраться – всё на своих местах. И чувствуется некоторая досада оттого, что автор не до конца отшлифовал стихотворение.
Это первый поэтический сборник Мовсесяна. Тексты неровные, неравнозначные. Порой раздражает небрежная рифмовка: раньше-наше, утру-наверху, луны-полыньи, замерзнут-вёсла, нынче-неприлично и т.д. Банальные образы также имеют место: «выпал снег: волшебный город…» И всё это можно было бы с полным основание поставить в укор автору, когда бы в сборнике отсутствовали талантливые стихи. А они там есть. Вот, например, стихотворение «Идиллия»:
охотники спускаются с холмов,
неся добычу, к озеру и дому.
там женщины рыбачат. Их улов
барахтается в сумках до излома.
вокруг деревни невысокий тын.
и мальчики бегут отцам навстречу,
и женщины выходят из воды,
как лишние слова из нашей речи.
Здесь у автора всё получилось. И если бы сборник состоял в основном из таких текстов, Мовсесяна можно было бы поздравить. Однако и ругать его не за что.
Николай Синицын