Против народных республик на юго-востоке Украины на днях был применён беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Байрактар-ТБ2» турецкого производства. С его помощью, по заявлению украинских военных, уничтожили 122-миллиметровую гаубицу Д-30. В СМИ опять пошли разговоры об исключительной эффективности БЛА.
Вспоминают, например, о вооружённом конфликте в Нагорном Карабахе, который подчас называют войной, хотя, исходя из состава сил и средств, пространственного размаха, до такого определения он не дотягивает. Попутно именно «Байрактарам» приписывают решающую роль в успехе азербайджанской армии. Это также далеко не так. Да, БЛА внесли вклад в ход боёв в 2018–2020 годах как довольно эффективный вид оружия. Но он не исключителен по боевым возможностям. Читателям «Литературки» может показаться занудным анализ его характеристик, но мне придётся это сделать, иначе выводы о сильных и слабых сторонах БЛА могут показаться необоснованными.
Итак, взлётный вес аппарата – 650 кг при максимальной полезной нагрузке 150 кг. Это немного, если сравнить с авиационными средствами поражения, где показатель выше 300 кг. На «Байрактаре» в итоге (с вычетом оптико-электронной системы наблюдения и лазерного целеуказания) под бомбы и ракеты остаётся всего 95 кг. Для подвески вооружения «Байрактар» располагает 4 узлами – под весьма небольшие виды боеприпасов. Это ПТУР UMTAS весом 37,5 кг (то есть максимум 2 таких ПТУР) с максимальной дальнобойностью около 8 км, хотя больший эффект достигается при дальности 5–7 км. Устанавливают и корректируемые планирующие авиабомбы MAM-С с бронебойно-зажигательной боевой частью весом 6,5 кг (вес 76-миллиметрового снаряда орудия времён Второй мировой), а также MAM-L с осколочно-фугасной или термобарической боевой частью весом около 22 кг (как снаряд орудия калибра 122-мм). Максимальная дальность сброса этих бомб до цели – около 14 км. Пока бомбы и ПТУР летят к цели, «Байрактар» должен подсвечивать её лучом лазера, находясь в зоне действия средств ПВО. Это ощутимо снижает боевую устойчивость, особенно при наличии даже небольших по плотности взвесей (лёгкий туман, дымка, пыль).
Максимальная скорость БЛА с поршневым двигателем и толкающим винтом – около 220 км/ч, а крейсерская – 130 км/ч. Такие скорости при крайне ограниченных возможностях контроля воздушной обстановки делают БЛА уязвимым от средств ПВО, лишая возможности эффективного противозенитного манёвра.
Форма корпуса, крыльев и оперения создаёт много «точек свечения» для РЛС, что в сочетании с вращающимся винтом делает аппарат заметным для современных РЛС всех типов, позволяя обнаруживать его задолго до того, как он выйдет на позицию залпа или ведения разведки. Правда, малая скорость полёта может быть фактором маскировки для устаревших зенитных систем. А вот современные зенитные ракетные и ракетно-пушечные комплексы имеют в качестве основного режим селекции движущихся целей. Он предусмотрен для исключения из-под контроля малоскоростных целей, таких как пассивные помехи или птичьи стаи. При необходимости режим может отключаться, а у современных систем предусмотрена возможность селекции и поражения даже неподвижных воздушных целей, таких как зависший вертолёт. Так что и с этой точки зрения «Байрактар» уязвим от современных систем ПВО.
Наконец, надо учесть, что «Байрактары» – полуавтономные аппараты, подконтрольные наземному пункту управления (ПУ). То есть БЛА должен постоянно поддерживать связь с оператором ПУ. Малая полезная нагрузка и небольшие габариты не позволяют разместить на нём средства связи с эффективной помехоустойчивостью, что делает его уязвимым от средств РЭБ. Привязка аппарата к системе GPS – ещё один аспект уязвимости от систем РЭБ.
Анализ показывает, что «Байрактар-ТБ2» может быть эффективен только при отсутствии современной ПВО. В Нагорном Карабахе они несли существенные потери. В Ливии сбили несколько десятков БЛА. А ведь они совсем не дёшевы. Стоимость ПУ и трёх БЛА – около 35 млн долларов (как истребитель F-16).
Что могут противопоставить «Байрактарам» ДНР и ЛНР? Анализ боевого состава и системы вооружения корпусов Народной милиции ДНР и ЛНР, известный из открытых источников, даёт основание полагать, что при правильной организации системы ПВО нейтрализовать опасность, исходящую от БЛА, можно. Достоверно известно, что республики располагают ЗРК малой дальности «Оса» – по дальности и высоте досягаемости цели они способны успешно уничтожать БЛА. В Донбассе есть на вооружении и средства РЭБ, в том числе своей разработки. Они способны подавлять каналы связи «Байрактаров», что не раз демонстрировалось в отношении других типов БЛА. В частности, это станция «Тритон-М», созданная в ДНР и принятая на вооружение в 2019 году. Меры оперативной маскировки всех типов могут заставить «Байрактары» снизиться на малую высоту для доразведки целей, после чего они попадают в зону досягаемости даже стрелкового вооружения.
Итак, «Байрактар-ТБ2» – хороший современный боевой БЛА. Однако он имеет немало слабых мест. Зная это, можно предотвратить смертоносное применение беспилотников.
Константин Сивков,
заместитель президента Российской академии ракетных
и артиллерийских наук по информполитике,
доктор военных наук