Есть события, которые становятся народной традицией. И есть человек, рождающий идею и принимающий решение, как претворить её в жизнь. «Летние балетные сезоны», занявшие свою нишу в самом центре Москвы, на сцене РАМТа, в этом году должны были отметить 20-летие. Их создала Алла Немодрук, лингвист-переводчик, занимавшаяся много лет гастролями зарубежных коллективов в Россию и наших – за границу. Недавно её не стало.
Я в разные годы бывала на спектаклях «Летних балетных сезонов», брала интервью у худруков, директоров, критиков, зрителей и, конечно, у Аллы Маратовны Немодрук. «Когда мы начинали в 2001 году, было очень страшно, – призналась она однажды. – Решение далось мне нелегко, я два года его обдумывала, хотя мои коллеги в турфирмах давно просили что-то зрелищное для иностранцев, жалуясь, что летом их вечерами некуда вести: тогда театральная жизнь замирала до осени. Создавали мы «Летние балетные сезоны» для иностранных туристов, а они стали интересны и москвичам, и туристам из России. И если честно, никто не верил в успех нашего предприятия, но мы решили рискнуть – и выиграли».
– Алла Маратовна создала мощную команду, а ко мне сначала относилась ровно, – сказал замдиректора РАМТа Кирилл Рыбкин, – но лет через пять, видимо, поняла, что из меня можно что-то слепить, чему-то выучить. Я начинал у неё 14-летним мальчишкой как курьер. Параллельно получил два высших образования: юридическое и продюсерское. Думаю, моё призвание на 100% зависело от неё. Был гендиректором её фирмы «КонсАрта», потом до последних дней сотрудничал с ними уже как исполнительный директор. Она смеялась: «Напишешь потом книжку «От курьера до директора».
«Жизель» А. Адана. «Смирнов-балет»
– «Дело должно быть сделано!» – эта фраза была из её уст как карма, – вспоминает директор «Смирнов-балета» Илина Дубовская. – Ещё одна: «Ты справишься!» И как рефрен: «Ну теперь ты понимаешь, что нет ничего невозможного?» Для меня это было чудо, для неё – повседневная жизнь. Порой конфликтов не избежать, главное – уметь выйти из них и остаться друзьями. Обижаются только дураки. Для того чтобы разделять дело и человеческие отношения, нужен особый склад характера. И он был у этой необычайной женщины. Когда несколько лет назад с ней случилась беда, она позвонила мне слабым голосом: «Приезжай в больницу, только никому не говори!» И попросила помочь в организации «Летних сезонов». «Как же ты теперь будешь жить?» – «А что случилось? Работаю я руками и головой. Изменилась лишь форма существования. Будем приспосабливаться к новым реалиям!»
Она приезжала в театр, когда начинался спектакль, садилась за стол, и, когда все входили, нельзя было даже подумать, что она в инвалидном кресле: оно убиралось, чтобы никто не видел.
– Лет в 15 у меня было очень яркое впечатление от встречи с Исааком Стерном, всемирно известным скрипачом, эмигрантом первой волны, которому мама организовала гастроли в СССР, – рассказал Олег Немодрук, сын Аллы Маратовны, юрист-международник. – За кулисами я с трепетом подошёл к мэтру и представился. Стерн строго посмотрел на меня и сказал: «Олег, вы должны гордиться вашей мамой!» Это врезалось в память навсегда.
«Летние балетные сезоны» давно стали визитной карточкой столицы России. Живой оркестр и яркие коллективы из Москвы, других городов и стран, звёзды Опера Гарнье и всё больше постоянных зрителей, а среди них много молодёжи. Хочу верить, что они будут процветать и станут лучшей памятью о прекрасной женщине и её деле…