Станислав МИНАКОВ, писатель:
– Силовики по приказу незаконной киевской власти весь март планомерно проводили жёсткую зачистку вождей народного сопротивления, арестовав почти всех, кто возглавлял протесты. Но наступило 7 апреля, когда православный русский народ отмечал день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. И в канун его юго-восточные регионы Украины будто прорвало. Можно внятно назвать эти события «Благовещенским восстанием юго-востока против нацистской хунты».
Граждане устали ждать, что их услышат. «Смазав карту будней», перешли от речовок на площадях к действиям. Захваты зданий госучреждений были осуществлены городскими ополчениями в Харькове, Донецке, Луганске, Николаеве. Громко выступили Одесса, Мариуполь, Херсон. Были спущены флаги Украины и водружены триколоры России. В Донецке и Харькове дошло до провозглашения независимых народных республик. Наивно, спонтанно, тщетно? Да, в Харькове к утру 8 апреля наёмники из американской военизированной компании Greystone, переодетые «министром внутренних дел» Аваковым в форму винницкого спецподразделения «Ягуар», арестовали 64 безоружных ополченца (в суде выяснилось, что задержанных гораздо больше!). Однако в Донецке народ уже 8-го провёл назначение правительства новой республики, обратился в ООН, принялся за разработку Конституции. Эти события, каким бы ни было их дальнейшее развитие, уже сами по себе войдут в историю светлой страницей сопротивления насилию и унижениям.
Территории Харьковско-Одесской дуги, условно называемые здесь Новороссией (а протестующие граждане теперь объединительно и принципиально называют себя новороссами), открыто просят у России помощи. Но, как становится понятно, Россия, скорее всего, ограничится лишь моральной поддержкой и дипломатическими усилиями, если хунта сама не спровоцирует боевые действия. Монстры хунты пока что чувствуют полную безнаказанность, а поэтому жителей юго-востока ожидают нелёгкие испытания.
Якобы примирительные увещевания «прозревшего» пана Яценюка в Донецке и Днепропетровске не стоят, по мнению новороссов, ни гривны, ни цента. Как можно доверять тем, кто пришёл к власти путём вооружённого переворота на крови соотечественников? И тут никто не забывает о сценарии, который хунтой же был и озвучен: обещать баснословные перспективы и возможности, а по прошествии времени – расправиться с инакомыслящими.
В общеполитическом понимании самым страшным в событиях на Украине становится то, что институциональное признание получает нацистская идеология, а вслед за этим и её право на существование как базовой доктрины Евросоюза и США.
В последние дни, на фоне обострившихся событий в Донбассе, хунта пошла ещё дальше: вместо диалога с юго-востоком приняла решение о широкомасштабной спецоперации с привлечением Вооружённых сил Украины. То есть хунта своему народу объявила войну. Это решение было принято после прилёта в Киев главы ЦРУ, что ещё раз подтверждает марионеточность «киевской власти» и указывает на намерения США: обострение конфликта и усиление хаоса. Это всё – действия против России. Помним, что и правосек Ярош на майдане говорил, что воюет не с Януковичем, а с Кремлём.
Никакой Турчинов не вспомнил меж тем, что статья 17 Конституции Украины гласит: Вооружённые силы Украины и иные воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан или с целью свержения конституционного строя, смещения органов власти или препятствования их деятельности.
Всё это ведёт к резкому снижению шансов мирного сценария – не только на Украине. А легитимный президент Украины В. Янукович ограничивается заявлениями из Ростова-на-Дону, хотя и острыми.
Но юго-восток и все антинацистские силы Украины верят: 9 Мая станет двойным праздником – Днём Великой Победы и Днём Победы над неонацизмом.
ХАРЬКОВ
«Вся власть олигархам!»
Лидер компартии Украины Пётр Симоненко один из немногих, кто позволил себе выступить в Верховной раде с резкой критикой в адрес нынешней власти, за что был изгнан с трибуны. Офис партии в Киеве затем сожгли.
Вот его взгляд на сегодняшнюю ситуацию на Украине.
На майдане всем обещали: не будет больше произвола и беззакония. Но и произвол, и беззаконие продолжаются!
Люди не чувствуют себя защищёнными, когда парализована система правоохранительных органов, когда украинский народ заставляют расплачиваться с преступными группировками, использовавшимися на майдане.
На майдане говорили о том, что надо отстранить олигархов от власти. Но олигархи снова захватывают высшие посты! То, чего требовали на майдане, сегодня уже отброшено!
Именно то, что власть не слышит собственный народ, и привело к кризису в Луганской, Донецкой и Харьковской областях. Потеря Крыма – это результат неумелой и безответственной политики киевской власти с первых шагов после майдана. Не услышали, что просили граждане Украины, которые проживали на полуострове.
Главное среди прочих мер стабилизации ситуации – возвращение права нашему народу реально влиять на эту политику путём проведения референдумов. Мы рассматриваем федерализацию как залог единства государства, фундамент территориальной целостности.
Мы год назад предупреждали: давайте проведём референдум, иначе будет война, прольётся кровь. Кто инициировал запрет на проведение референдума? Те, кто сегодня при власти. Все, кто на публике кричал «банду геть», опять вместе с этой бандой совместно работают.
Уже сегодня мощные украинские предприятия остались без заказов из России, а ведь более 60% продукции нашего машиностроения продаётся в страны Таможенного союза. Тысячные коллективы заводов переводятся на сокращённую рабочую неделю, уменьшается количество рабочих мест. Говорят, необходимо остановить военное сотрудничество с Москвой. А куда мы будем реализовывать продукцию своих оборонных заводов? Что будет с сотрудниками этих предприятий?
Еженедельник «2000», КИЕВ
От редакции
Правда по-украински
Более того, объяснили: не нужно, чтобы все опрошенные были пророссийскими. Разброс оценок в этих частях Украины широк – не как в Крыму. Кто-то может в чём-то сомневаться, кто-то боится, кому-то просто тяжело жить в условиях, когда пытаются рассорить народы, кто-то полагает, что украинцам надо самим, без всякого вмешательства с разных сторон, договориться, как и в какой стране жить, и т.д. Всё это и просили отразить. Объяснили, что газету не смутят и мнения тех, кто причисляет себя к западенцам, бандеровцам. Короче, пусть украинские граждане говорят, что думают.
Коллега согласился, взялся за дело, и буквально на следующий день мы получили первые отклики. А потом вдруг пришло резкое письмо, в котором сообщалось, что «картинка в российских СМИ о событиях на Украине искажена до предела и ничего общего с журналистскими стандартами не имеет... Украина суверенная страна, надо уважать её суверенитет и границы».
Понимая, что обстановка на Украине непростая, мы ещё раз уточнили: ничего не навязываем, пусть люди высказываются, «как думают».
В ответ получили новую отповедь: «Не надо всех называть бандеровцами! Я не встречал на Украине ни одного из них, и поэтому даже не знаю, о ком речь. А вот скинхеды в Москве – это страшная реальность, пишите лучше о них…»
Мало того, наша просьба представить срез разных мнений теперь уже была названа «провокацией, унизительной и абсолютно неприемлемой».
Было впечатление, что украинский коллега пишет сию отповедь не для нас, а для кого-то третьего и именно ему пытается продемонстрировать собственную лояльность нынешней украинской власти. Что же случилось за день? Кто он, этот третий? Не будем гадать. Не станем и спорить с коллегой и даже называть его имя и город, в котором он живёт. Вероятно, ему не оставили иного выбора.
Положение на Украине тяжёлое, на информационных фронтах особенно. Украинские СМИ сегодня не информируют, а сражаются, не выбирая средств, ничем не брезгуя, не зная жалости. Тут не до журналистики. В этой накалённой ситуации, под чудовищным давлением даже для того, чтобы написать просто правду, нужно немалое мужество. Кому-то это удаётся, кому-то нет.