Судьба фильма несколько скандальна. В широкий прокат была выпущена лишь режиссёрская версия. Показ на Первом канале ТВ планировался на осень 2016-го, но из-за разногласий между режиссёром, автором повести и продюсерами на телеэкране он появился лишь в ноябре 2018 года. Спорили, видимо, так бурно, что режиссёр и сценарист Снежкин, а также писатель Леонид Юзефович сняли свои фамилии из титров.
Фильм эмоциональный, бойкий, но, к сожалению, неточный как по названию, так и по содержанию. Термин «контрибуция» однозначно предусматривает платежи, налагаемые победителями на побеждённых, или сборы, взимаемые неприятелем с населения захваченных территорий. Командующий белогвардейским корпусом молодой генерал Анатолий Пепеляев (Максим Матвеев), освободивший Пермь от большевиков, просит о помощи «лучших людей» города – купцов и банкиров. Просьба не была услышана, и тогда генерал решил провести конфискацию. Это слово точнее выражает суть происходящего.
Вероятно, такую неточность допустил автор одноимённой повести, а режиссёр ему доверился, хотя и не оставил практически камня на камне от повести в своём сценарии. Да, история кино знает яркие примеры, когда кинофильмы получались гораздо совершеннее своей литературной основы с многих точек зрения. Вспоминается талантливейший фильм «Такова спортивная жизнь» режиссёра Линдсея Андерсона с незабвенным Ричардом Харрисом в главной роли. Он создан по мотивам одноимённого скучного романа Дэвида Стори, но, боже ж мой, как они отличны друг от друга!
Удалось ли подобное Снежкину? Думается, нет. Фильм перегружен сомнительными сентенциями. Например, проходимец, втёршийся в доверие к Пепеляеву, говорит явно близкое по духу создателям фильма: «В гражданской войне каждый воюет за себя». Нет! Тем и страшна любая гражданская война, что она раскалывает общество на две основные противоборствующие силы, две социальные группы, идейно непримиримые до родственных убийств.
Много пошлости. Она и в начальных кадрах «горячей любви», и в «гордом» ответе – «Он сделал меня женщиной» – любовницы красного следователя Мурзина, и в сценах раздевания купцов и купчихи Чагиной (Лиза Боярская), явно предпринятой лишь для того, чтобы показать искусство портних, создавших костюмы для героев.
Знание костюмов той эпохи – это хорошо, но неплохо бы режиссёру-сценаристу знать и об элементарнейших основах православия. Вот полностью придуманный и введённый в ткань этого, по сути, детектива о краже редкостного бриллианта образ городского юродивого, которого призвал следователь Мурзин в помощь. Юродивый чётко говорит, что из форточки вылетел Святой Дух, а на вопрос окружающих, как он выглядит, Мурзин (в кадетской школе наверняка изучавший Закон Божий) отвечает: «Душа выглядит по-разному». Однако белый голубь – символ Святого Духа, и это 100-процентная подсказка, после которой не надо бы раздевать госпожу Чагину, штабс-капитана и шмонать его портфель, в котором наконец-то нашлось белое голубиное пёрышко. Конечно, если бы режиссёр бывал в православных храмах, то обратил бы внимание, что на иконостасах присутствует абрис белых голубей.
В чём Снежкин безупречен, так это в образах купцов-банкиров. Они – главные герои этого надуманного детектива. Они уже и в ту, столетней давности, пору были представителями глобального мирового капитала, которому плевать на патриотизм, на национальную гордость, в данном случае великороссов. Для них святее рубля (доллара, фунта) нет ничего в мире. Купцы, отвергшие просьбу Пепеляева, – своеобразный мостик к современным нуворишам, охотно покупающим зарубежные футбольные клубы, но ворующим с космодрома «Восточный» миллиарды рублей, – добровольно не отдадут ни копейки на благо Родины. И уж тем более не призовут народ, показав личный пример, как Козьма Минин, на защиту Отечества. Бесподобно низко пала под ударами цивилизации людская нравственность за прошедшие 400 лет!