5–6 сентября в Северной столице проведут встречи, в том числе двусторонние, лидеры 20 крупнейших государств. Впервые такая встреча проходит в России, где председательствует наша страна. В ситуации, когда мировая экономика остаётся в кризисе, а очаги напряжённости и военных столкновений не погашены в разных концах планеты, значение этого саммита «большой двадцатки» трудно переоценить.
О самом главном
«Сегодня больше всего беспокоит медленный экономический рост в большинстве регионов – как в развитых странах, так и во многих развивающихся», – заметила Юдаева.
Предотвращение уклонения от уплаты налогов – также среди наиболее горячих тем. Ещё один важный вопрос встречи – реформа управления Международным валютным фондом (МВФ), система распределения квот и голосов в котором утверждена ещё на саммите G20 2010 года, но до сих пор не ратифицирована в ряде стран.
В повестке G20 пока не запланированы, но вполне могут быть подняты вопросы Сирии и сокращения программ стимулирования в США, так называемого количественного смягчения (QE3).
«В повестке дня сирийской темы нет, и не было никаких сигналов, никто не спрашивал об этом. Думаю, что эта тема будет обсуждаться на двусторонних встречах», – пояснила Юдаева.
Федеральная резервная система (ФРС) США может начать сокращение выкупа облигаций в рамках QE3 после заседания 17–18 сентября. Позиция G20 по этому вопросу может войти в заключительное коммюнике.
Уже к началу встречи станет ясно, «будет ли сильное заявление по количественному смягчению, или всё-таки министры будут рекомендовать лидерам оставить ситуацию нейтральной, без особых комментариев, поскольку комментарии иногда порождают избыточные ожидания и избыточную волатильность», – дополняет коллегу заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак.
Компетентные лица отмечают также, что важным итогом саммита может стать новый план развития G20.
Другое мнение
Важен конечный результат
В рамках нашего российского председательства создаётся более сложная конструкция, большую роль в которой играют организации бизнеса в странах – членах G20. Они должны консолидировать интересы национального бизнеса и выносить их на уровень «бизнес-двадцатки».
Конечно, к этой работе должны быть подключены ведущие глобальные компании. Поэтому с российской стороны сопредседателями целевых групп являются члены правления и вице-президенты РСПП, демонстрируя, что в этом процессе должны участвовать не просто лидеры крупных компаний. Они должны представлять ведущие бизнес-ассоциации. Раньше как было? По-разному. В Торонто, к примеру, главы государств сами решали, кто будет участвовать в «бизнес-саммите» – по три представителя бизнеса с каждой стороны. В Мексике президент страны посылал приглашения бизнес-лидерам по рекомендации консультантов. Мы все эти форматы объединяем.
Говорят, что вот cаммитам «двадцатки» уже пять лет, решений принималось много, однако их эффективность вызывает сомнения. Мы осознаём эту проблему. Поэтому важнейшим направлением работы стал своеобразный управленческий аудит. Нам важно понять, почему в предыдущие годы те или иные рекомендации не срабатывали. Почему одни страны их реализуют, как тот же «Базель III» в банковской сфере, а другие нет. Ведь начиная с первой «двадцатки» все страны подписались под тем, что не будут пользоваться протекционистскими мерами для борьбы с кризисом. 18 стран из 20 такие меры ввели почти сразу после встречи в Вашингтоне. Важно оценить, почему это происходит. То ли потому, что в «период тушения пожара» не всегда находились оптимальные решения. Или принимаемые решения быстро становились неактуальными.
Мы создали каталог решений предыдущих саммитов G20. И сейчас наши целевые группы их анализируют. В будущем это должно стать постоянной темой для «двадцатки».
Александр ШОХИН, председатель Российского союза промышленников и предпринимателей
Пан Ги Мун приедет. Встретятся ли Путин и Обама?
На сайте юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета появилось сообщение, что 4 сентября генсек ООН проведёт публичную лекцию в вузе. Случится ли это? Услышат ли студенты размышления генсека о положении в мире?
Как известно, о согласии участвовать в саммите заявил президент США Барак Обама. Владимир Путин, комментируя ситуацию в Сирии журналистам на Дальнем Востоке, также выразил надежду на встречу со своим американским коллегой. А ведь какое-то время приезд Обамы оставался под вопросом из-за ситуации с бывшим сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом, которому РФ предоставила временное убежище, несмотря на протесты Соединённых Штатов. Из-за этого американский лидер даже отменил двустороннюю встречу с Владимиром Путиным в Москве, проведение которой изначально планировалось накануне мероприятия в Петербурге. Как всё сложится в итоге – этого осталось ждать совсем недолго.
Представитель Белого дома отметил, что двусторонней встречи в планах Обамы нет, но « у президентов будет возможность для общения».
Подготовил Владимир СУХОМЛИНОВ