Владимирский академический театр драмы – сцена с более чем полуторавековой историей и очень сильной труппой, стать частью которой считают удачей многие перспективные молодые артисты. Михаил Крупин – успешный, обласканный вниманием издательств и российских премий писатель, исторический романист, а в последнее десятилетие ещё и сценарист, драматург, режиссёр. Автор романов-биографий о режиссёрах-классиках – Никите Михалкове, Карене Шахназарове... От его пьесы и театрального режиссёрского дебюта как-то не ждёшь авангарда и китча, равно и чьих-то сопутствующих заявлений о том, что «слово на сцене» себя исчерпало и тому подобного. Пьеса, написанная к 800-летию святого благоверного князя Александра Ярославича, прозванного Невским, подтверждает, в сущности, обратную тенденцию: похоже, исчерпал себя театральный авангард.
Святой благоверный князь Александр Невский приходил на помощь своему народу не только в XIII веке, когда бивал шведов и немцев, первых западных агрессоров на Русской земле. Но и в веке ХХ, в тревожные предвоенные годы и во время Великой Отечественной: фильм «Александр Невский» был снят Эйзенштейном в 1938 году, а советский орден учреждён в 1942-м. С тех пор князь стал весьма – и заслуженно – популярной исторической фигурой (впрочем, и в Российской империи за Александром признавалась значимость беспрецедентная, недаром Пётр Великий повелел торжественно перевезти его останки из Владимира в Санкт-Петербург, а Александр Суворов избрал средневекового князя-полководца своим небесным покровителем). «По всему по этому» появление нового масштабного произведения об Александре Невском может несколько встревожить: о чём предупреждает нас князь из своей вечности? Вот часть диалога Александра с Батыем из пьесы Михаила Крупина:
«КНЯЗЬ. ...Ещё до вас князья русские, кровные братья, кровь Рюрикова, разорвали страну на уделы. Потому и не смогли землю от вас отстоять. Литва ныне отдельно, Галицкое княжество отдельно, Новгород и вовсе наособицу, Рязань самовольно и Киев, мать городов русских, в скитание отходит... Тьма пришла в мир, но тьма – это не вы, она в душах человеческих. Апокалипсис, как в книгах написано. Если гордыня, злоба, зависть да корысть поселились в душах русских, мне Русь такая не нужна. Даже если собрать против вас всех князей, завтра они заново передерутся да по закутам страну растащат – расхитят русское добро. А значит, всё напрасно».
Как говорится, комментарии излишни. А вот более весёлое изречение Батыя, убедившегося (преждевременно, конечно!), что Александр сегодня ему не опасен. Здесь параллели с современным миром тоже совершенно очевидны. Это Батый – князю Александру на предмет сбора дани:
«БАТУ. Честно говоря, я с земли, разорённой моими разбойниками, и того не думал взять. Поэтому великому хану я отпишу, что десятку набрали, ага? (Подмигивает.) Ты, как поедешь к нему за ярлыком, скажешь десять. Я тысячу тебе назад откину? И дальше будем договариваться. Как тебе, князь?
КНЯЗЬ (хитро смеясь). Чистый мёд!»
Что ж, победы Александра на северо-западных рубежах Руси надолго запечатлены в сознании нашего народа. Но очень немногие помнят о том, что эти воинские достижения были только половиной дела жизни Александра Ярославича. Надолго отбив охоту посягать на русские земли у западных соседей, он должен был обеспечить безопасность Руси с востока, избежать кровавых и разорительных набегов ордынских ханов. Об этих деяниях князя уже сложно будет забыть зрителям спектакля Михаила Крупина.
Частью восточной политики Александра Невского становятся его поездки в Волжский улус хана Батыя и намного дальше – в Каракорум, столицу Монгольской империи (сейчас это – руины чуть далее трёхсот километров от Улан-Батора). Сцена первых же переговоров Александра и Батыя показывает князя осмотрительным, но твёрдым политиком. Нам почти невозможно представить себе мироощущение, психологию человека раннего Средневековья. Но исполнители главной роли (два актёрских состава – Александр Аладышев и Андрей Гурамишвили) стремятся показать живого человека – порою гневливого, резкого, порою вкрадчиво осторожного, одновременно с путешествием в Каракорум совершающего путешествие в таинственный мир собственного духа. Внутренний путь русского князя – вот камертон этого неканонического «жития».
Постоянные заговоры в империи монголов, борьба Бату-хана со своим двоюродным братом, великим ханом Гуюком, – те субъективные условия, в которых вынужден идти к своей заветной цели Александр. А дома уже зреет заговор князей, что норовят сбросить политическую зависимость от Орды военной силой. Но Александр видит ясно – время для этого ещё не настало. Михаилу Крупину-режиссёру удалось объяснить актёрам всю сложность внутренней жизни их персонажей – то, в каком непримиримом столкновении в них живут патриотический пафос и крайний эгоцентризм, братская нежность друг к другу и дикое, пещерное соперничество в борьбе за власть. В итоге то, к чему Александр шёл всю жизнь, – мир с Ордой, время для развития, накопления сил, – другие русские князья, включая родного брата Андрея, могут разрушить необдуманным порывом в одночасье. Не менее интересна личность сына Батыя, Сартака, принявшего христианство и ставшего Александру едва ли не братом, его драматическая судьба...
Ни в чём не нарушая исторической целостности суровой эпохи, Михаил Крупин сознательно идёт на её усложнение. С этой целью он смело вводит в пьесу вымышленных персонажей. Например, ордынскую лекарку-шаманку Ааюн Цэцег, приставленную к Александру Батыем – проследить, чтобы владимирского князя не отравили в столице империи. Князь женат, для православного христианина изменить супруге – дело психологически очень тяжёлое, почти невыносимое. И всё же князь, по Михаилу Крупину, близок к тому, чтобы поддаться женским чарам чародейки Ааюн. Чем кончится эта непроизвольная лирическая гравитация?.. – не станем «спойлерить» для тех, кто спектакля ещё не смотрел. Отметим только, что актриса Анна Лузгина изящно, снайперски точно ведёт свою героиню по всем перипетиям драмы.
Батый, хан Волжского улуса, жесток и хитёр, однако прямота, очевидная сила и мудрость русского князя заставляют хана отнестись к нему с невольным любопытством. Михаил Крупин-драматург создаёт чрезвычайно сложный образ могущественного азиатского властителя. И народный артист РФ Николай Горохов, переигравший массу значительных ролей – Бориса Годунова, короля Лира, князя Андрея Боголюбского и даже профессора Преображенского в «Собачьем сердце», – в роли неожиданной выглядит удивительно органично, вот что значит универсальный дар. Тяжёлые, порой избыточные декорации художника-постановщика Дмитрия Дробышева – то мощный сруб русского терема с заострёнными, как частокол, горизонтальными брёвнами, то повисшие в воздухе ханские шатры, то камни-валуны и жутковатые истуканы – заставляют осознать значительность происходящего. Музыка, написанная к спектаклю Сергеем Жуковым, отвечает задачам сюжета, но и главной цели драматурга: изъяснить, как плавно, исподволь достигается взаимопроникновение культур, более того – народов, на конкретном историческом этапе являющихся непримиримыми врагами.
Не лишено любопытства, что на этом, как сегодня говорят, «знаковом проекте» сам директор Владимирского академического театра драмы выступил практически художественным руководителем постановки. Именно Борис Гунин, работающий во Владимирском театре – более 17 лет, ещё за три года до постановки посоветовал автору взять именно деяния «позднего Невского» за основу пьесы. А именно – дипломатическую миссию великого князя в Орде. Крупин, по его собственным словам, не раздумывая согласился, так как мгновенно почувствовал драматургически верный прицел директора театра, незамыленность и потенциальное богатство этой идеи.
Вообще не будет преувеличением, если работу Бориса Гунина и Владимирского театра драмы в 2020–2021 годах мы назовём образцом мужества, упорства и веры. После трагедии лета 2020-го, когда здание Владимирского театра серьёзно пострадало от стихийного бедствия, только подвижническое служение искусству (других, менее высоких слов здесь не подобрать) позволяет директору и его театру выпускать по 4–5 премьерных спектаклей в год. Мало того, в очень непростых условиях в сжатые сроки осуществить столь масштабную и значимую постановку. Причём масштабную не только по объёму сценического времени, по декорациям, реквизиту, костюмам (заметим, кольчуги, шлемы и мечи в спектакле настоящие – кованые, металлические!), но по огромности, сложности и глубине тех событий российской истории, о которых создателям спектакля предстояло рассказать. Напомним, что для Михаила Крупина спектакль об Александре Невском стал дебютом театрального режиссёра. И сразу – такой габаритный и населённый спектакль, да ещё в двух составах!
Сергей Шулаков