Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2025 г.
  4. № 16 (6980) (23.04.2025)
Телеведение Литературный резерв

Незакрытый гештальт

Загадка «непонятного объекта биологического характера»

24 апреля 2025

Светлана Рогоцкая

Российское кино стало зрелищным. Технологии перешли из количества в качество, и практически каждый выходящий фильм по картинке и/или спецэффектам вполне может конкурировать с голливудскими.

«Кракен» сразу бросает зрителя с места в карьер. Российский ракетный крейсер специального назначения под командованием Александра Воронина (Виктор Добронравов) встречается с гигантским неизвестным существом в северных морских глубинах и бесследно исчезает. Командующий военно-морским флотом отдаёт приказ отправить на поиски другую подводную лодку, под командованием Виктора Воронина (Александр Петров), по совпадению – брата командира исчезнувшей лодки. Вместе с Ворониным на борту второй лодки находится контр-адмирал Ольшанский (Алексей Гуськов), которому поручено контролировать Воронина и при необходимости сменить на посту командира.

Во время поисков вторая подводная лодка тоже встречается с «непонятным объектом биологического характера», который её атакует, и только благодаря грамотным манёврам спасается от гибели. Всплыв в арктических льдах, субмарина обнаруживает там двух учёных – русскую эмигрантку Джулию (Диана Пожарская) и француза Оскара (Антон Риваль), тоже чудом спасшихся от мифического существа, как позднее выясняется, проснувшегося после экспериментальных взрывов во льдах. И тут возникает лёгкое дежавю: в недавно вышедшем «Северном полюсе» тоже в суровых льдах чудом спасаются учёные, проводившие взрывы подо льдом, и их тоже находит и забирает подводная лодка. Неужели у сценаристов двух фильмов совпали идеи?

Воронин с помощью Джулии осознаёт, что исчезнувшую подводную лодку нужно искать в логове чудовища, и действительно находит её в гигантской морской впадине, на глубине почти двух тысяч метров среди кладбища уничтоженных монстром кораблей, опустившись туда на батискафе. В затонувшей лодке ожидаемо жив старший Воронин с экипажем (иначе зачем указывать Виктора Добронравова в числе исполнителей главных ролей). Братья разрешают давний конфликт, параллельно находя коды к самоуничтожению секретного оружия и эвакуируясь в батискафе. Взрывающееся оружие сжигает Кракена, из моря к небу поднимаются гигантские факелы, а ко дну морскому идут куски щупалец.

Удивительно, но за весь фильм чудовище ни разу не показывается целиком. То и дело в кадре появляются его гигантские щупальца, раздаётся жуткий треск разрушающихся льдин, проваливающегося дна, идёт страшный чёрный дым. Ещё пару раз мы видим нечто выпуклое, похожее на глаз монстра. Возможно, авторы фильма решили не слишком запугивать зрителя. И всё-таки взглянуть разок на главного (?) героя фильма было бы интересно.

Зрелищность не единственное, в чём российское кино приблизилось к англосаксонскому. Теперь, как и у них, зрелище стоит на первом месте, а драматургия – на втором, третьем и далее. Ольшанский – очевидный антагонист главного героя, но его антагонизм сводится к сердитому выражению лица, паре споров с Ворониным-младшим и непродолжительному командованию лодкой, а потом исчезает сам собой. Намёк на любовный треугольник между Джулией, её то ли другом, то ли коллегой Оскаром и Виктором Ворониным так и остаётся намёком одного эпизода. Исход битвы с Кракеном предсказуем. Финал – торжественно банален.

На выходе у думающего зрителя (каких, хочется надеяться, ещё немало) остаётся незакрытый гештальт: картинка есть, а идеи – нет. При всём том, что фильм, безусловно, снят отлично, но послевкусия, которое когда-то оставляли советские фильмы, очень не хватает.

Другое мнение в статье: "Монструозный блокбастер"

Тэги: Два мнения
Обсудить в группе Telegram

Светлана Рогоцкая

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Монструозный блокбастер

    24.04.2025
  • Пушкин в стиле рэп

    02.03.2025
  • «Здравствуй, племя…»

    02.03.2025
  • Писатель в г…лянце

    22.01.2025
  • Виски, секс и немного литературы

    22.01.2025
  • Сквер или храм?

    35 голосов
  • Тайные виды на гору Фудзи.

    27 голосов
  • Отечественный интернет в опасности?

    18 голосов
  • Два мнения

    17 голосов
  • Герой майдана

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS