В Молодёжном театре на Фонтанке в Санкт-Петербурге второй раз поставили «Касатку» – любимую пьесу писателя.
Нет в русской литературе писателя более противоречивого, чем Алексей Николаевич Толстой. С самого детства его терзали противоречия: сначала семейные, потом творческие, потом любовные. Он никак не мог определиться между декадентством и реализмом – как в личной жизни, так и жизни общественной. Такое же противоречивое литературное наследство он оставил потомкам: невозможно представить, что сказку о Буратино, эпохальную трилогию «Хождение по мукам» и «Аэлиту» создал один и тот же человек. А пьесу «Касатка», которую он написал в 1916 году играючи всего за две недели, вообще как будто позаимствовал у Островского…
Сам писатель очень любил «Касатку». Да и писал-то её, собственно, для себя: одного из героев, Абрама Желтухина, Толстой несколько раз сыграл сам в постановках разных театров. Отчего же писатель, увлекающийся декадентством, вдруг написал лёгкую, воздушную любовную пьесу? А ведь только что вернулся с войны, куда был послан военным корреспондентом.
Из войны писатель вынес главное: человечество спасут не оружие и танки. Человечество спасёт любовь! Мысль не новая, но она обретает новый смысл, когда земля качается под ногами и нужна спасительная точка опоры, когда речь идёт о жизни и смерти. Сюжет «Касатки», впрочем, придуман им был давно, с тех пор как он бывал в гостях у своей тётушки Марьи Леонтьевны Тургеневой, большой мастерицы на рассказы из жизни патриархальной деревни. Образ тётушки легко читается в героине пьесы Варваре Ивановне Долговой.
Да и сюжет-то незатейливый. Провинциальная певичка Марья Косарева по прозвищу Касатка ведёт довольно легкомысленную, праздную жизнь. Возле неё двое приживал – её любовник, давно разорившийся князь Бельский, и старый его приятель, человек без определённого рода деятельности Абрам Желтухин. Оба живут за счёт женщины, деньги у них кончились, и друзья решают поехать в деревню к тётушке князя, где их будут хотя бы кормить. И там, в деревне, разворачиваются главные события пьесы. К великой зрительской радости всё заканчивается хорошо: все герои обретают счастливую любовь.
Толстой надеялся, что «Касатку» оторвут с руками ведущие театры страны, и в первую очередь Художественный театр в Москве. Но Немировичу пьеса не очень понравилась, его смутил банальный сюжет, и он отказался её ставить. «Касатка» ожила на сцене московского театра Незлобина – и имела ошеломляющий успех. Подумать только, удивлялась критика, идёт война, грядёт революция, а люди хотят смотреть истории про любовь!
С тех пор её ставили множество раз в разных городах страны. Но самой удачной постановкой, безусловно, явился спектакль Молодёжного театра на Фонтанке в постановке Семёна Спивака. Спектакль шёл 22 года с огромным успехом и аншлагами, его показали во многих городах мира, он получил мировые театральные премии и, по сути, стал визитной карточкой коллектива. Однако в 2021 году театр посчитал, что спектакль прожил свою счастливую жизнь и его надо закрывать. Тем более что актёры, постоянные исполнители главных и неглавных ролей, повзрослели и изменились.
Прошло два года, и вот на Фонтанке премьера – восстановленная Семёном Спиваком «Касатка». Лучше сказать, поставленная заново. Хотя сценография сохранилась, совершенно другими стали акценты. Новый спектакль рассказывает нам не только о любви, а в первую очередь об обретении человеком самого себя. О верности самому себе. И да, о любви тоже…
Главная героиня – в этой роли зрители помнят блистательную заслуженную артистку России Наталью Суркову – не выглядит победительницей. Молодая актриса Алиса Варова играет совсем другой образ – яркий, но не победный. Её героиня понимает, что годы уходят, проходит юность, а она живёт без любви, без признания, без надежды. В её романсах много тоски, в её эпатаже – отчаянной грусти, в её красоте – сомнения и страх. А уж когда она встречает в деревне Илью Ильича Быкова (Александр Тихановский), она становится тихой, безучастной, раздавленной. Проморгала свою любовь, отшучивалась, смеялась над молодым тогда деревенским парнем. А теперь, когда поняла, что любила только его, уже поздно: Илья готовится к свадьбе и пекутся свадебные пироги…
Очень хороша молодая актриса Василина Кириллова в роли невесты Раисы Глебовны. Никакого греха не видит в том, что влюбилась в заезжего князя Бельского, не хочет идти замуж за хорошего, но нелюбимого Илью. И готова бороться за свою любовь.
Актрисы старшего поколения Регина Щукина (тетушка Варвара Ивановна) и Елена Соловьёва (двоюродная тётка Анна Аполлосовна) устраивают на сцене весёлый переполох, за которым интересно наблюдать: за шутками героинь скрываются одиночество, страх старости, боль… Но у Спивака всегда так: смех зрителей как-то незаметно сам по себе переходит в слёзы.
Особо надо сказать о любимце питерской публики актёре Сергее Барковском. Он единственный перешёл из старой «Касатки» в новую со своим Абрамом Желтухиным. Да и представить другого Желтухина уже совсем невозможно. Барковский сыграл эту роль 396 раз! И сколько сыграет в новой «Касатке»! Актёр точно идёт на рекорд.
Барковский – безусловная звезда Театра на Фонтанке. Его голос ещё только слышен далеко за кулисами, а зал уже аплодирует в неистовстве. Смотреть на этого актёра – истинное наслаждение и полный душевный восторг. Непонятно только, почему этот воистину грандиозный актёр, любимец публики, до сих пор не имеет звания народного артиста страны. Он, как никто другой, этого заслуживает.
А что наша Касатка? Она счастлива! С любимым уезжает, уплывает на кораблике в неизвестную жизнь. Будет ли она счастлива?
Но надежда-то остаётся….