В галерее «Триумф» завершилась выставка художника Павла Отдельнова (на фото) «Русское нигде». Работы, выполненные в жанре индустриального пейзажа, отражают атмосферу и дух городских окраин.
Первое, что привлекает внимание, – это слова с негативными приставками, которые описывают буквально все картины. С их помощью Отдельнов стремится показать, что такие «неместа» не имеют точной геолокации или адреса, потому что они присутствуют в каждом городе России. Окраины спальных районов статичны, безжизненны и бесхарактерны. Невозможно понять, что это за город или улица, но всё же появляется ощущение чего-то знакомого и привычного. Панельки, гаражи, линии электропередачи, бетонные блоки и эстакады – всё это отражает то, что поколение людей, родившихся в 90-х, называет «романтикой городских окраин». Однако художник говорит о том, что никакой эстетики в этом нет. Это картина тленности, безвыходности и ужасающей обыденности. Отдельнов обращается к популярным группам в соцсетях, которые публикуют заурядные пейзажи периферии. Молодое поколение пытается принять свою действительность, романтизируя такие места, стремясь найти хотя бы толику эстетики. Именно поэтому автор дополнил картины комментариями из таких групп и представил красные неоновые вывески. Они тоже создают впечатление чего-то знакомого и понятного. Всё потому, что их шрифт и форма напоминают зрителю большие вывески «Шиномонтаж», которые опять же возвращают в среду «немест». Интересной деталью являются географические метки на каждой картине. Они отсылают зрителя к виртуальным картам Google.maps или Яндекс.карты. Белые стрелочки, которые видны на бездорожьях, задают направление, но приведут они всё равно в никуда, в такие же неместа в таком же нигде. Улицы и районы показаны через призму машинного взгляда на реальность – холодного и беспристрастного. Такие пейзажи не имеют автора, души и индивидуальности. С помощью этого инструмента также достигается эффект всеобъемлющей пустоты и безжизненности.
Совокупность картин и неоновых надписей показывает, что неместа – это собирательный образ городских окраин, которые ничем не отличаются друг от друга. У них нет географических координат, конкретного года, да и души тоже. «Везде одно и то же» – эта мысль проходит красной нитью сквозь весь проект Отдельнова. Она врезается в сознание зрителя, и то, что раньше казалось романтикой городских окраин, вдруг стало эстетикой отвратительного.